Как дальше может развиваться ситуация вокруг Навального? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
На днях публике были представлены один за другим два видеоролика, где Навальный излагает свою версию произошедшего с ним 20 августа. И все же при более рассудительном рассмотрении «пазл» до конца как-то не складывается, считает политолог
В МИД России были вызваны послы Германии, Франции и Швеции. Им вручили вербальные ноты о расширении ответных мер в связи с введением Евросоюзом антироссийских санкций из-за ситуации с Алексеем Навальным. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия расширит ответный список представителей стран — членов ЕС, которым запрещен въезд на территорию России. Ранее Евросоюз ввел ограничительные меры в отношении шести россиян и одного научного института. В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков высказал личную оценку публикации основателя ФБК Алексея Навального о телефонном разговоре с якобы причастным к его отравлению сотрудником ФСБ. По его словам, у Навального есть проявления мании величия. «В целом можно, конечно, сказать, что у больного наблюдается ярко выраженная мания преследования, можно также четко установить определенные проявления мании величия, потому что, как говорят, он себя даже сравнивает с Иисусом», — сказал Песков журналистам.
Почему в МИД РФ вызвали именно послов Швеции, Франции и Германии? Потому что именно эти страны проводили химическую экспертизу биоматериалов Навального после того, как его привезли в коме в немецкую клинику. После их отказа предоставить Москве результаты анализов, чем подкрепить обвинения в отравлении «Новичком», произошел обмен санкциями. Однако он пока не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось после известного инцидента в британском Солсбери после отравления Скрипалей. Там все происходило на британской территории и есть запись камер наблюдения. А в случае с Навальным все происходило в Сибири и никаких записей с камер нет.
На днях публике были представлены один за другим два видеоролика, где оппозиционер излагает свою версию произошедшего. На основе каким-то путем добытого биллинга телефонных переговоров он называет имена тех, кто, по его мнению, за ним следил года три, а потом попытался отравить. С одним из предполагаемых отравителей он 50 минут «на камеру» беседует по обычному мобильнику, причем по громкой связи, что собеседник не может не слышать. Этот собеседник верит, что говорит с помощником самого Патрушева, и послушно, как загипнотизированный, излагает картину произошедшего, которая по всем основным пунктам совпадает с тем, что ранее излагал Навальный.
Ролик, конечно, производит зубодробительное впечатление. Такое даже в кино не увидишь. Собеседник на том конце какой-то эталонно тупой, до такой степени, что в это трудно поверить. А многие действия его и соратников по слежке и отравлению просто не поддаются логическим объяснениям тех, кто имеет представление о том, как работают спецслужбы. Это какая-то поразительная фантасмагория, где много чего, конечно, крутится вокруг трусов Навального и обсуждения деталей, как некто сначала наносил на них «Новичок», а потом отстирывал.
И все же при более рассудительном рассмотрении «пазл» до конца как-то не складывается. Как уже бывало в подобных случаях — да применительно к той же истории в Солсбери — история отравления Навального с самого начала стала не вопросом доказательств, а вопросом веры. А вера в свою очередь зависит от политических убеждений.
Нашлось много людей, которых снятый на видео разговор с предполагаемым то ли отравителем, то ли «чистильщиком» убедил, они готовы согласиться с тезисом оппозиционера о деградации спецслужб. Однако даже эти люди, кажется, не могут до конца поверить, что такое возможно в реальности, а не в комедийном фильме стилистики Саши Барона Коэна или приключениях мистера Бина. И потом, если деградация столь глубока, то почему эти же спецслужбы обвиняют в нынешних мощнейших хакерских атаках на США, а также в том, что ранее они взломали всю их демократию? Выражением чувств этих верующих стала акция кинорежиссера Виталия Манского, вставшего в пикет в поддержку Навального.
С другой стороны, когда я обсудил этот сюжет с парой сотрудников органов, те, не имея в данном случае своего интереса, выразили крайний скепсис: мол, настоящие сотрудники так не разговаривают, там другая «система сигналов свой-чужой». По целому ряду оговорок мне указали, что это «фальшак».
Да вот хотя бы с теми же трусами. Почему надо нанести пресловутый «Новичок» именно на шов? На какую именно пару трусов? Или Навальный путешествует с единственной сменной парой? Где была гарантия, что он наденет именно отравленные трусы? Наконец, главный вопрос: хронометраж. Как надо было рассчитать время с момента нанесения яда на гульфик до момента посадки оппозиционера в самолет так, чтобы яд сработал уже после взлета? Наконец, совсем непонятно, почему именно «Новичок»? Есть же, извините за цинизм, методы куда проще и надежнее. Как с Немцовым, например. Все-таки «пазл» не складывается.
Трудно также представить себе всерьез, что, скажем, на саммите ЕС или в сенате США будут обсуждать все эти детали, чтобы наказать Москву санкциями. После показа последнего видео с записанным телефонным разговором, кажется, вся эта история переросла в какой-то жуткий фарс, который не может быть предметом серьезной политики. Возможно, поэтому, кроме прессы, на Западе пока на это видео ведущие политики не отреагировали? Кстати, сюжет с трусами может нанести косвенно имиджевый ущерб и самому оппозиционеру. Не всяким грязным бельем стоит трясти на публике.