К чему может привести госрегулирование цен на социально значимые продукты?
Лента новостей
Законопроект об этом Госдума приняла уже во втором чтении. Кабмину хотят дать право устанавливать ценовой максимум на срок до 90 дней. Опрошенные Business FM представители аграрного рынка ничего хорошего в этой инициативе не видят
Обновлено в 18:07
Госдума во втором чтении приняла поправки, которые дают правительству право регулировать стоимость социально значимых продуктов питания. Согласно документу кабмин сможет устанавливать ценовой максимум на срок до 90 дней.
Две недели назад президент Владимир Путин раскритиковал правительство из-за роста цен на сахар, подсолнечное масло, муку, макароны и хлеб. Он заявил, что ситуация связана не с пандемией, а с вывозом продовольствия за рубеж и попытками подогнать внутренние цены под мировую конъюнктуру. Согласно данным Росстата, подсолнечное масло с начала года подорожало на четверть, а сахар — более чем на 70%.
В середине прошлой недели Минсельхоз, Минпромторг, крупнейшие ретейлеры и производители продовольственных товаров зафиксировали предельные розничные цены: на сахар — 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 110 рублей за литр. Если правительство будет само решать, когда регулировать цены на продукты, это вряд ли будет иметь положительный эффект, считает гендиректор агрофирмы «Целина» Виктор Бородаев:
Виктор Бородаев генеральный директор агрофирмы «Целина» «Если искусственно делать убыток для предприятий, на рынке будет дефицит товара, полки опустеют. Никто же в убыток себе работать не будет, потому что просто разорятся. Действуют объективные экономические законы: если ты получаешь прибыль — ты живешь дальше, если ты получаешь убыток — ты разоряешься. Плюс ко всему этому мы понимаем, что просел очень сильно рубль. Сегодня вся техника хорошая в стране у нас не выпускается, мы ее покупаем за доллары, за евро. Естественно, увеличились затраты. Сегодня мы не знаем, каким будет завтра рубль. Как можно, не обращая на это внимания, брать и принимать закон, что вот мы считаем, что это высокие цены, поэтому их сократить. Прокурор рядом стоит, ФАС стоит рядом — на этом далеко не уедешь, от этого экономика развиваться не будет. Если на какое-то время для того чтобы снизить, может быть, зашкаливающие цены, ввести это дело, то надо глубоко разобраться. Следует не просто принимать закон, что мы имеем право над всеми. Надо, например, карточки вводить какие-то людям, которые не могут купить продукты. Ведь сегодня снизили цены для всех. Для человека, который получает сто тысяч в месяц, и для человека, который получает десять тысяч. Может быть, надо защищать более емко, защищать человека, который получает десять?»
На прошлой неделе премьер Михаил Мишустин подписал ряд постановлений по поводу стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Сейчас правительство может устанавливать максимальные цены, лишь если в одном или нескольких регионах они в течение 30 дней выросли на 30% и более.
Принимаемый Госдумой законопроект может оказать негативное влияние на аграриев, считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько:
Дмитрий Рылько генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка «Текущий административный раж может достаточно негативно сказаться на текущей ситуации в отрасли и на перспективах с точки зрения инвестирования и уверенности в будущем наших аграриев, нашего сектора переработки сельскохозяйственной продукции. Мы понимаем озабоченность тем, что цены резко выросли, но нужно еще и видеть причины, почему они выросли, видеть, что этот рост носит достаточно объективный характер. Здесь, прежде всего, виновата макроэкономика, виноват курс рубля, очень высокие мировые цены. Если мы начинаем против всего этого играть очень грубо в таком административном режиме, это может нанести достаточно серьезный удар».
Чрезмерное регулирование приведет к дефициту товаров, и в итоге пострадают все, считает гендиректор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб:
Владислав Зуб гендиректор торговой сети «Магнолия» «Здесь надо иметь в виду, что ситуация негативна как без отсутствия какого-либо регулятора, так и при чрезмерном регулировании. И в этом случае, мне кажется, уже переходим эту грань, государству хочется регулировать уже все. Мы являемся свидетелями, к чему привело регулирование цен, например, в лекарственных препаратах. Сейчас десятки, а то и сотни жизненно необходимых препаратов просто на полках не найти, страдают люди. Можно сказать, что у нас сахар не должен стоить дороже, например, 30 рублей. Но если оптовику это будет невыгодно продавать, а продавцов розницы это тоже поставит в нерентабельное положение, то как в дальнейшем рознице выживать? У нас нет какого-то притока государственных денег или еще чего-то, мы сами являемся крупными налогоплательщиками».
Третье чтение законопроекта о регулировании цен на продукты пройдет завтра, 23 декабря.