С какой целью владелец брендов Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» перерегистрировал их в Эстонии?
Лента новостей
Сам Андрей Трубников объяснил это решение тем, что его компания планирует сконцентрироваться на рынках Европы и США и из Эстонии будет проще управлять интеллектуальной собственностью
Любое решение перевести что-нибудь из России в другую юрисдикцию многое говорит о нашем пресловутом инвестклимате, гарантиях, судебной и правоохранительной системах и так далее. А тут речь о хорошо известной в России и за ее пределами компании, которая за 2019 год заработала 14 млрд рублей. И в случае с решением бизнесмена Андрея Трубникова тоже не обошлось без сомнений в безопасности бизнеса.
Но в данном кейсе причины могут быть и более конкретными. Компания Трубникова сейчас судится с фирмой «Эн+ Рециклинг», которая подала иск на 4,5 млрд рублей в связи с пожаром на одном из своих заводов. Одна из компаний Трубникова арендовала там помещение. В группе Трубникова утверждают, что пожар случился не по их вине, пишет РБК.
Структура Трубникова вышла со встречным иском к «Эн+ Рециклинг» на 490 млн рублей. Но Арбитражный суд Московской области уже арестовал часть принадлежащих Трубникову и его семье товарных знаков в рамках обеспечительных мер по иску «Эн+ Рециклинг».
Решение о выводе части интеллектуальной собственности в другую юрисдикцию комментирует юрист адвокатского бюро Forward Legal Федор Закабуня:
Федор Закабуня юрист адвокатского бюро Forward Legal «По такой модели работают очень многие российские бизнесы: производственная компания существует в России, а товарным знаком владеет какая-либо иностранная компания, которая входит в периметр одной группы. По сути, товарный знак является активом. И да, здесь можно говорить о выводе активов за рубеж с целью их защиты. То есть оппонентам в суде будет тяжелее добраться до активов, а именно товарных знаков, которые зарегистрированы в иностранной юрисдикции».
Впрочем, бренды, отошедшие к эстонской компании Трубникова, не фигурируют в определении суда об обеспечительных мерах. Не все юристы уверены в том, что вывод брендов в Эстонию гарантирует то, что до них не доберутся конкурсные управляющие, например, в случае банкротства компании.
Сам Трубников объяснил решение о переводе части товарных знаков тем, что компания планирует сконцентрироваться на рынках Европы и США и из Эстонии ему будет проще управлять интеллектуальной собственностью.
Исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко видит в перерегистрации брендов попытку ухода от потенциальных санкций.
Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Все мы знаем, что те же США, частично Евросоюз, любят использовать санкции как инструмент конкурентной борьбы. Поэтому, я думаю, есть понимание того, что если выйти на рынок США или Европы в качестве российской компании, то можно получить это противодействие. Здесь еще можно предположить, что это именно выход из-под юрисдикции РФ, чтобы торговые марки и бренды ассоциировались не с Российской Федерацией, а именно с Европой».
Именно в случае с брендами Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» попытки избавиться от ассоциаций с Россией, если бы такие предпринимались, выглядели бы крайне странно. Не докажешь же потенциальному потребителю, что бабушка Агафья годами оттачивала свои рецепты где-то в деревушке под Пярну или Антверпеном, если брать шире.