Оскорбления, наркотики и личные данные силовиков: новые поправки в старые законы
Лента новостей
В Госдуме рассмотрели множество поправок: некоторые ужесточения уже приняли, часть – только анонсировали. Что теперь нельзя пропагандировать и за что еще можно поплатиться?
Многие новации Госдумы последних дней можно условно классифицировать. Первый блок — о наркотиках. Теперь за их пропаганду в интернете юрлица получат штраф до 1,5 млн рублей, физлица — до 30 тысяч рублей. Заодно повысят штрафы операторам связи, которые медлят с блокировкой пойманных за руку ресурсов.
Параллельно в Госдуме обсуждают уже уголовную ответственность за ту же пропаганду — вплоть до 15 лет лишения свободы. Ни в феврале, когда поправки вносились, ни сейчас так и не стало ясно, как закон будет применяться. Означает ли это, что рэперам, Найку Борзову и группе «Агата Кристи» надо убирать некоторые композиции, ведь придирчивый глаз может усмотреть в них пропаганду веществ? Надо ли Юрию Дудю удалять свой фильм о ВИЧ? Эти вопросы мы задали заместителю председателя комитета по госстроительству и законодательству Рафаэлю Марданшину:
Рафаэль Марданшин заместитель председателя комитета по госстроительству и законодательству «В первую очередь законопроект, конечно, направлен на владельцев интернет-ресурсов. Там же еще и публикуются сведения о местах размещения этих наркотиков, где их можно приобрести. После принятия этого закона, конечно, нужно будет посмотреть, как этот закон работает, является ли сдерживающим фактором или нет. Если позже статистика покажет, что даже этих мер недостаточно, я считаю, нужно будет еще больше увеличивать штрафные санкции и вводить еще и уголовную ответственность».
В первом чтении также приняты поправки, по которым все сведения о военных, сотрудниках органов, членах их семей будут скрыты от глаз общественности. Некий орган, «обеспечивающий безопасность», сможет запрещать выдачу таких данных третьим лицам. Нельзя будет использовать и те данные, которые рассылают сами силовики в процессе своей работы, например, в запросах.
И самая богатая тема последних недель в Госдуме — все, что касается оскорблений. Внесен закон о запрете изображений нацистов. Авторы поправок ссылаются на различный мерч с изображением деятелей фашистской Германии, которые продают в магазинах и не скрывают, что к этой идее они пришли после того, как на сайт «Бессмертного полка» были внесены данные и фотография Адольфа Гитлера. Есть поправка, направленная против чиновников, — им будут присуждать штрафы, до 150 тысяч рублей, за оскорбления граждан. Все из-за череды колких высказываний чиновников из разряда «государство не просило вас рожать».
Наконец, отдельные поправки — о введении реальных сроков до двух лет за клевету в интернете, либо штрафов до миллиона рублей. Их внес депутат Дмитрий Вяткин. Он предлагает расширить статью еще понятием «индивидуально неопределенных» лиц, пострадавших от клеветы. Другими словами, условная фраза «все чиновники — воры» будет попадать под статью. А если убрать слово «все»? Станут ли эти лица «индивидуально определенными»? Все не совсем так, поясняет инициатор поправок Дмитрий Вяткин.
Дмитрий Вяткин депутат «Речь идет о тех случаях, когда клеветнические высказывания допекаются в отношении неопределенного круга лиц, но нескольких людей. Например, в отношении сотрудников какой-то конкретной организации — бюджетной, частной, неважно. Если говорить: «бюджетники такой-то конкретной организации», — и далее соответствующее высказывание, тогда да. Ко второму чтению мы подумаем, как уточнить эту формулировку».
Pаметно, что все новации последних дней — это дополнения к уже существующим статьям: где-то новый штраф, где-то расширение трактовки. Но тенденция пугающая, признает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Юридическое сообщество тоже с удивлением смотрит на все эти потуги народных избранников. У кого-то действительно, что называется, руки чешутся просто пропиариться. Понятно, у нас предвыборный год. Юридического смысла никакого нет. По уголовной ответственности по клевете: добавят годик, убавят годик — кому какое дело, если так задуматься? А пугать наказаниями? Студентов на первом курсе учат, что увеличение наказания ровным счетом никак не влияет на правоприменительную практику. Вот неотвратимость наказаний влияет. Есть среди них, может быть, и разумные вещи: допустим, бороться с пропагандой наркотиков нужно, необходимо, но не надо доводить это до абсурда. Потому что тема слишком благодарная для пиара. Ввести штрафы, допустим, за ношение бороды — вот давайте! Зато какой хайп!»
Но и это еще не все. Уже в четверг Госдума проведет новое пленарное заседание, где рассмотрит в том числе поправки об установлении ответственности за «оправдание геноцида русских».