Как пандемия изменит профессии, которые трудно перевести на удаленку
Лента новостей
Мнение вице-президента Cisco по работе в России и СНГ Джонатана Спарроу
Офисные работники довольно быстро почувствовали на себе влияние пандемии COVID-19. Как показал опрос Cisco Workforce of the Future, произошедшие в результате пандемии стратегические и культурные перемены, которые теперь именуются «новой нормальностью», — действительно становятся повседневностью. В частности, согласно нашему исследованию, в России 79% работников даже после открытия офисов хотят сами решать, работать им дома или в офисе. При этом 85% людей, окажись они на месте руководителя бизнеса, сделали бы ключевым приоритетом для компании развитие цифровых коммуникаций и совместной работы сотрудников.
Действительно, многие офисные работники получили возможность выбирать, где и как им трудиться. Работа стала для них видом деятельности, а не местом пребывания. Но как обстоят дела у тех, кто не имеет отношения к офисной среде, ведь это более 60% трудоспособного населения? Сразу оговорюсь, что темпы перемен в секторах, о которых дальше пойдет речь, не сравнить с темпами перехода на удаленную работу офисных служащих, однако долговременный экономический эффект может оказаться очень значительным.
Образование
Когда по всему миру закрылись школы и опустевшие классы покинули 1,5 млрд учеников, у образовательных организаций во всем мире не осталось иного выбора, кроме как радикально измениться. Будущее этой сферы — это полностью дистанционное или гибридное обучение. В то же время нельзя не учитывать других проблем — в частности, острой нехватки учителей. Особенно это касается естественных наук, инженерных и технических дисциплин и математики (science, technology, engineering and mathematics, STEM). Одним из действенных вариантов решения этой проблемы представляется организация видеолекций для нескольких школ и классов одновременно. Дополнительным преимуществом такого подхода станет повышение доступности обучения для детей, живущих в сельских районах.
Здравоохранение
До пандемии лишь 1% из 340 млн консультаций в год с врачами Национальной службы здравоохранения Великобритании проводились удаленно при помощи видео. Но времена изменились. Показатели роста телемедицины и виртуального здравоохранения поражают. В США менее чем за год доля телемедицины выросла с 11 до 46%. Одна из крупнейших в Европе организаций, предоставляющих телемедицинские услуги, шведская KRY International, сообщила о 200-процентном росте обращений. Франция и Южная Корея активно меняют законодательство для облегчения доступа к телемедицинским сервисам.
Но будущее здравоохранения не ограничивается дистанционными консультациями. Еще в 2001 году находящиеся в Нью-Йорке хирурги, используя роботизированную систему с удаленным управлением, удалили желчный пузырь пациенту во Франции. Таким образом, с развитием таких технологий, как 5G, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, перспективы удаленной хирургии и массового применения телемедицинских сервисов и услуг смогут наконец воплотиться в жизнь.
Обрабатывающая промышленность
С наступлением пандемии множество производств были вынуждены закрыться, и рабочие отправились по домам. Однако потом, после введения жестких гигиенических мер, многие открылись снова. Рабочие возвращаются на производства, и технологии помогают им адаптироваться к новым условиям труда. Например, многие вендоры высокотехнологичного оборудования, и Cisco в их числе, предложили новые варианты применения интеллектуальных камер безопасности с Wi-Fi-подключением. Теперь они не ограничиваются простым наблюдением, но следят за ношением средств индивидуальной защиты и соблюдением социальной дистанции — как на промышленных предприятиях, так и в торговых залах. Кроме того, Cisco первой предложила использовать машинное обучение и датчики для измерения актуальных параметров окружающей среды. Сейчас получаемые данные приобретают еще большую важность, помогая выявлять недоиспользуемые или перегруженные помещения, следить за температурой, влажностью, качеством воздуха, освещенностью и тому подобным.
Сельское хозяйство
История сельского хозяйства — одной из старейших областей деятельности человека — насчитывает более 10 тысяч лет. Но и сюда пришла цифровизация. Появление новых технологий, будь то датчики автоматических систем орошения или автономные механизмы культивации почвы или сбора урожая, меняет работу фермера. Так, в период пандемии мы создали в Великобритании тестовый сельскохозяйственный полигон, где исследовали применение 5G-технологий для повышения урожайности и улучшения ухода за поголовьем скота. 5G-связь, носимые гаджеты и новейшее приложение Me+Moo позволяют фермерам следить за состоянием здоровья скота, анализируя данные по кормлению, сну, дойке и отдыху. Это новое слово в сельскохозяйственном предпринимательстве.
Страхование
Если автомобиль попал в аварию или прорвало водопровод, страховая компания обычно посылает эксперта оценить ущерб. Но из-за пандемии страховой бизнес начал менять методы работы. Теперь клиент может подать заявку о страховом случае с приложением цифровых свидетельств — фото или видео. Вероятно, в ближайшем будущем страховые эксперты будут консультировать клиентов по видео-конференц-связи или просто высылать дрон для осмотра повреждений.
Культура и досуг
Театры, кинотеатры, концертные залы и музеи закрываются, фестивали отменяются. Артисты по всему миру, в том числе и в России, называют этот год тяжелейшим испытанием. И многие начали искать свою аудиторию в цифровом пространстве. Театры предлагают записи спектаклей бесплатно или за небольшую абонентскую плату, музеи проводят виртуальные экскурсии, а музыканты играют для своих поклонников в социальных сетях. Отвечая на запросы времени, компания Cisco добавила к своей платформе для удаленных коммуникаций Webex музыкальный режим Cisco Music Mode, чтобы слушатели могли по достоинству оценить все нюансы звучания. И хотя все мы надеемся на скорую встречу с любимыми искусствами в привычной обстановке, новые формы общения с аудиторией и новые модели финансирования — это всерьез и надолго.
Розничная торговля
Тенденция перехода от офлайна к онлайну не нова, и пандемия COVID-19 ее просто ускорила. В будущем предприятия, которые хотят сохранить конкурентоспособность, найдут способы обслуживать клиентов в онлайне даже при сохранении своих складов и помещений. Модернизация систем логистики и доставки поможет справляться с резким ростом спроса, будь то из-за смены предпочтений покупателей или из-за будущих пандемий. В розничной торговле это может означать изменение профиля работ: онлайн-продажи потребуют расширения штатов для администрирования заказов, для складских и сервисных работ и, конечно же, для доставки.
Заключение
Один из недавних забавных моментов — появление вирусного интернет-мема, где пилот приветствует пассажиров словами: «Говорит капитан, сегодня я работаю удаленно». Хотя такой сценарий и кажется нам делом далекого будущего, но обществу в целом уже пора включиться в цифровизацию и понять ее реальный эффект, который выходит далеко за границы домашнего офиса.