16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.34 / ₽ 7450
  • RTS803.70
2 декабря 2020, 15:42 Право

Для противника IKEA и самого крупного неплательщика НДФЛ запросили 11 лет и два месяца колонии

Лента новостей

Константина Пономарева обвиняют в уклонении от уплаты налогов на сумму более 9,7 млрд рублей и в покушении на мошенничество в сумме более 5,4 млрд рублей. Защита настаивает на оправдательном приговоре

Константин Пономарев.
Константин Пономарев. Фото: предоставлено адвокатом Анной Ставицкой

Обновлено в 18:27

Прокуратура потребовала приговорить бизнесмена Константина Пономарева, известного своей многолетней судебной тяжбой с IKEA, к 11 годам и двум месяцам лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей. Об этом Business FM сообщила его адвокат Анна Ставицкая.

По ее словам, выступая в прениях сторон, гособвинитель заявил, что считает доказанной вину подсудимого в уклонении от уплаты налогов организацией, а также физическим лицом на общую сумму более 9,7 млрд рублей и в покушении на мошенничество в сумме более 5,4 млрд рублей (п. «б» ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). «В настоящее время в прениях выступают адвокаты. Защита просит его оправдать», — сказала Ставицкая.

Она уточнила, что в рамках данного дела прокуратура запросила для Пономарева десять лет, но по совокупности с первым приговором гособвинитель предложил определить окончательное наказание в виде 11 лет и двух месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Фигурантом уголовных дел Пономарев стал после его судебных тяжб с «Кубаньэнерго», которой он предоставлял генераторы во время энергетической блокады Крыма, а также с компанией IKEA из-за аренды генераторов для ее гипермаркетов в Санкт-Петербурге. Предпринимателю удалось через суд добиться возврата генераторов, а также отсудить у IKEA 25 млрд рублей. Однако вскоре его обвинили в махинациях и арестовали.

Следствие считает, что полученные деньги он перевел на собственные счета. Ему нужно было вначале уплатить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а затем НДФЛ как физическому лицу, но предприниматель этого не сделал, утверждает Следственный комитет. Общую сумму неуплаченных налогов там оценили в 9,7 млрд рублей.

Второй эпизод касается 2014 года и передачи его дизельных электростанций для электроснабжения Крыма. СК полагает, что Пономарев применил мошенническую схему, пытаясь получить с государственного предприятия ПАО «Кубаньэнерго» денежные средства за их аренду в сумме более 5,4 млрд рублей.

Для того чтобы избежать уголовной ответственности, Пономарев в 2014-2015 годах инициировал рассмотрение в суде уголовных дел частного обвинения — о клевете. Приговоры судов он использовал для отмены постановления о возбуждении уголовного дела об уклонении от уплаты налогов, а также для прекращения налоговых проверок. СК отмечает, что Пономарев — самый крупный неплательщик НДФЛ в России.

Люберецкий городской суд Подмосковья 9 июля 2019 года отправил Пономарева в колонию на восемь лет за четыре эпизода организации заведомо ложного доноса (ч. 3 ст. 33, ч 3. ст. 306 УК РФ). Свою вину ни по первому, ни по второму делу он не признал.

Комментируя предъявленное предпринимателю обвинение, другой адвокат Пономарева Владимир Постанюк отметил, что его клиент обратился в суд общей юрисдикции о взыскании 5,4 млрд рублей и выиграл дело. «Обращение в суд в принципе не является преступлением, даже если человек ошибается и не к тому лицу обращается», — сказал он. По словам защитника, вышестоящие инстанции сочли решение законным. Оно было отменено Верховным судом России лишь после ареста Пономарева. «Новый суд в иске отказал. У него не могли выиграть, пока он был на свободе», — говорит Владимир Постанюк.

Что касается обвинения в уклонении от уплаты налогов с юридического лица (ст. 199 УК РФ), то предприниматель настаивает, что это не так. «Во-первых, он заплатил все налоги, а во-вторых, он является декларантом налоговой амнистии», — сказал Постанюк. Бизнесмен утверждает, что самым первым в стране подал в налоговые органы декларацию об амнистии капиталов. Однако правоохранители воспользовались данными из нее для ареста его активов на сумму более 36 млрд рублей. «В силу закона его должны были освободить от всех налоговых претензий и претензий в уголовном порядке. Но все считают, что этого не было, и просто не замечают», — отметил Постанюк. По данному поводу предприниматель в декабре 2019 года обращался к Дмитрию Медведеву, на момент отправки письма — председателю правительства, а также к главе комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову.

Адвокат добавил, что по одному из пунктов обвинения — в уклонении от уплаты налогов с физлица (ст. 198 УК РФ) на сумму 3,2 млрд рублей — истек срок давности и суд дело в этой части должен будет прекратить.

Анна Ставицкая в свою очередь заметила, что возбуждение уголовного дела по налогам было признано в 2015 году незаконным. Соответствующие постановления следователя отменил заместитель прокурора Москвы, решение которого поддержали вышестоящие прокуроры, вплоть до генерального прокурора России.

«Следователям ничего не оставалось, как отказать в возбуждении дел за отсутствием в действиях Пономарева события преступления. Однако в 2017-2020 годах требования прокуратуры были проигнорированы, и уголовные дела были вновь возбуждены», — сказала адвокат.

Константин Пономарев считает, что за его уголовным преследованием стоят ряд лиц, действовавших в интересах компании «ИКЕА Мос» и осужденных Замоскворецким судом столицы к различным срокам. За 1 млн долларов они обещали добиться возбуждения уголовного дела в отношении него. Предполагаемый организатор аферы, бывший следователь ФСБ Сергей Ковбасюк скрылся от следствия.

Ожидается, что 9 декабря в Солнечногорском городском суде Подмосковья подсудимый скажет последнее слово, после чего судья удалится на вынесение приговора. Он будет озвучен до Нового года.

По словам его адвокатов, бизнесмен с учетом времени, проведенного в СИЗО, из расчета один день в СИЗО за полтора в колонии уже отсидел половину запрошенного для него срока в 11 лет и два месяца заключения. После того как ему вынесут второй приговор и он вступит в силу, он может претендовать на условно-досрочное освобождение. Впрочем, на это может потребоваться несколько месяцев. Кроме того, для положительного решения по данному вопросу требуются характеристики из исправительного учреждения, где, как правило, нужно провести хотя бы какое-то время.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию