16+
Четверг, 16 января 2025
  • BRENT $ 81.67 / ₽ 8396
  • RTS894.69
27 ноября 2020, 23:55 ТехнологииНаука

Ученые из MIT: одиночество и голод мозг воспринимает одинаково

Лента новостей

Американские ученые установили, что ограничение в человеческом общении вызывает в среднем отделе головного мозга точно такую же реакцию, как и дефицит еды. Чем в таком случае может грозить самоизоляция?

Фото: depositphotos.com

Сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) провели три эксперимента и установили, что голод и социальная изоляция способствуют активации одной и той же области среднего мозга, она входит в систему вознаграждения и отвечает за циркуляцию гормона мотивации.

Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience. В нем участвовали 40 добровольцев без проблем со здоровьем. Все прошли по три теста длительностью десять часов в разные дни. В одном случае людей ограничили в социальных контактах и даже отобрали телефон. Во втором — участникам не давали есть. Третий день был самым простым — ученые никак не ограничивали добровольцев в течение указанного времени.

Оказалось, что после самоизоляции участники действительно хотели общаться больше (точно так же, как и есть после мини-голодовки). В обоих случаях у испытуемых снизился уровень удовлетворенности, им стало менее комфортно, что показали опросники.

После каждого эксперимента участники отправлялись на МРТ. Им показывали фото — с радостными лицами друзей, с едой и с цветами. Так, биологи определили, что голод и социальная изоляция способствуют активации одной и той же области среднего мозга, входящей в систему вознаграждения. При этом остальные структуры мозга по активности не совпали: исследователи предполагают, что это можно объяснить механизмом подавления одной потребности другой.

Выводы американских ученых комментирует профессор Сколковского института науки и технологий, нейробиолог Филипп Хайтович:

— Эффект, конечно, не один и тот же, потому что наш мозг состоит не только из среднего мозга. Они смотрели на черную субстанцию в основном, хотя, конечно, методами магнитной томографии довольно сложно эту структуру поймать, она достаточно мелкая, внутри мозга. Но действительно, они видели ответ на пищевые стимулы после голодания и ответ на стимулы, показывающие людей, которые общаются друг с другом, после такой социальной изоляции — и то и другое вызывает определенное возбуждение в этой части головного мозга. Но в других частях головного мозга ответ был немножко другой. Поэтому если мы возьмем мозг целиком, то все-таки нельзя сравнивать голодание и отсутствие социальных контактов.

— Чем может грозить самоизоляция и ограничение контактов?

— Надо заметить, что в данном конкретном исследовании социальная изоляция была полной. То есть не общались не только с живыми людьми, но не общались и через социальные сети, не общались через телефон, не общались через компьютер. Поэтому сравнивать с той ситуацией, которую мы имеем у себя дома, напрямую нельзя. Мы все равно можем общаться по телефону, мы можем, в конце концов, [зайти в интернет]. Даже когда мы смотрим на экран компьютера и видим какие-то улыбающиеся лица, хотя это не общение, это вызывает у нас тот же самый приток положительных эмоций, и соответственно, вырабатываются молекулы, которые заставляют нас чувствовать себя лучше.

Исследование американских ученых — это не сенсация, говорит старший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики, нейрофизиолог Семен Голошейкин. По его словам, каждый год выходят сотни работ на эту тему.

— Это несколько преувеличенное заключение, потому что голод — это, конечно, базовая вещь. Он гораздо серьезнее отсутствия социального общения. То есть привыкнуть не общаться можно, и таких экспериментов по депривации, то есть сокращению контактов как социальных, так и чисто сенсорных, проводили сотни, если не тысячи с середины прошлого века, особенно в разрезе подготовки космонавтов, подготовки полярников. То есть человек натренированный спокойно это переносит. А отсутствие пищи фатально.

— Все-таки большинство жителей этой планеты не тренировались, как полярники или космонавты. А пандемия продолжается, и карантин может длиться месяцами. Грозит ли чем-то отсутствие социальных контактов рядовому человеку?

— Я думаю, это ничем не грозит, человек очень быстро адаптируется. И вы увидите, что в условии, когда нет выбора, у нас появятся миллионы «полярников», люди к этому привыкнут. А привыкнуть не есть они не могут.

В историческом прошлом социальная изоляция позволила известным людям достичь серьезного успеха. Так, Александр Пушкин был вынужден на три месяца остаться в Болдине из-за холерного карантина в Москве. За это время он завершил работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения. А в XVII веке Исаак Ньютон, когда прекратились занятия в Кембриджском колледже из-за эпидемии чумы, уехал в родовое поместье, где открыл закон всемирного тяготения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию