16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7579
  • RTS792.67
1 января 2021, 09:01 Общество
Спецпроект: Итоги года — 2020

Удаленка: правда ли, что с нее не возвращаются?

Лента новостей

Пандемия заставила бизнес перевести сотрудников на удаленную работу. Во многих случаях качество работы не ухудшилось, а на аренде офисов удалось сэкономить. Но, разумеется, есть и минусы. Для кого удаленка оказалось выгодной и какие компании останутся на ней навсегда?

Фото: depositphotos.com

Когда Институт русского языка имени Пушкина подводил итоги 2020-го, в десятку главных слов года наряду с «коронавирусом» и «обнулением» попала и «удаленка». За год это слово стали произносить в девять раз чаще.

Бизнес в России, как и во всем мире, начал переводить сотрудников на удаленную работу весной, поначалу — по рекомендациям властей, затем — принудительно, под угрозами штрафов и закрытий. От нее, кажется, никто хорошего и не ждал, но оказалось, что в таком формате больше плюсов, чем минусов. Работодатели неожиданно осознали, что качество работы особо не страдает, зато арендные расходы ощутимо уменьшились. Продолжает сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин:

Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Мы с этого года решили перевести сотрудников на принцип remote source (удаленный источник». — BFM) — это когда сам сотрудник определяет, где ему удобнее работать. Мы в течение года сделали несколько опросов, с каждым месяцем все большее количество сотрудников выбирало режим удаленной работы. В сентябре этого года половина компании сказала, что, если бы была такая возможность, они бы ушли на удаленку на сто процентов и работали бы только из дома. Мы переуступили наш офис одной из сетей коворкингов, чтобы решить вопрос с арендой. Конечно же, личные коммуникации нельзя полностью оцифровать и перевести в онлайн, но пока предварительно нам кажется, что эффективность выросла. Для нас как для работодателя это значительная оптимизация расходов».

Уже к апрелю на удаленный формат — полный или частичный — перешел весь крупный бизнес: сотрудники интернет-магазина Lamoda, операторы «Ситимобил», менеджеры «Яндекса» и Mail.ru Group, Aviasales, портала Superjob, почти все крупные банки — буквально тысячи наименований. Пока один бизнес осваивался на удаленке, другой извлекал выгоду. В магазине Wildberries отмечали растущий спрос на товары для домашнего офиса — технику, кресла и подставки для ноутбука. Производители одежды стали продавать меньше костюмов и больше — футболок и пижам. Отели Radisson Hotel Group, Accor и другие предлагали почасовые номера для удаленщиков.

Всплеск популярности произошел и в сфере загородной ипотечной недвижимости — многие предпочли совместить приятное с полезным, говорит председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family Валерий Мищенко.

Валерий Мищенко председатель совета директоров семейства компаний Kaskad Family «Год удаленной работы на рынке загородной недвижимости абсолютно точно успешный. Спрос вырос примерно в три раза по динамике продаж. Конечно, люди осознали важность проживания в своем собственном доме, в таунхаусе или в малоэтажной квартире. Это позволяет более комфортно проживать неприятные моменты, которые связаны с локдаунами. Вообще близость к природе сказывается положительно».

Проще и быстрее всех на удаленку ушли IT-специалисты, маркетологи, операторы кол-центров — они и до пандемии были знакомы с этим форматом. Легко уход из офисов дался тем, кто и так постепенно переходил в онлайн: турагентствам, виртуальным музеям и библиотекам. Понятно, что непрерывные производства в удаленный формат не уйдут никогда, но множество профессий прекрасно смогут жить вне офисов и после пандемии, говорит руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru Наталья Голованова.

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru «В борьбе за программистов сейчас все средства хороши, и программисты редких специальностей, которые захотят работать из дома, я подозреваю, безоговорочно получат такую возможность. Стоит говорить даже не о профессиональной принадлежности, а о ценности для бизнеса и о редкости позиций. HR, юристы прекрасно с этим справляются. Что касается бухгалтерии, видимо, будет сидеть один дежурный сотрудник, ставящий печати на те документы, которые еще не перевели в электронный документооборот. Скорее всего, дилемма будет в продажах — не все продажи одинаково прекрасны без наличия человека. Будут думать, кого возвращать, — это будут лучшие из лучших, и люди, которым будут предлагать, наверное, другие возможности».

А вот ситуация с офисными центрами показывает нам, что абсолютного перехода на удаленку так и не случилось. С переводом сотрудников на удаленку они опустели не так сильно, как можно было бы ожидать. По подсчетам компании JLL, в столице доля пустующих пространств к концу года увеличилась до 11,5%. Опустели самые дорогие площади — в «Москве-Cити», у Павелецкого и Белорусского вокзалов, на Ленинградском проспекте. В совместном прогнозе PwC и Habidatum, к июню 2021 года объем офисных площадей в основных деловых кластерах Москвы сократится на 14-18%, до 332 тысяч квадратных метров. Но на общем фоне в почти 2 млн квадратных метров это не так критично, и полностью офисы не опустеют, уверена директор компании Millhouse по аренде Елена Малиновская.

Елена Малиновская директор компании Millhouse по аренде «Результаты III и IV кварталов, когда в принципе уже первая волна прошла и первый карантин закончился, показали нам, что этого не случается, и в принципе не случится и дальше. А карантин, удаленка показали, что нельзя целиком работать из дома, потому что у людей происходит эмоциональное выгорание — есть дети, домашние животные. И далеко не каждая компания готова инвестировать в рабочий кабинет сотрудника у него дома. Офисы останутся востребованными всегда. Поэтому я думаю, что нам не стоит ждать каких-то драматичных изменений на рынке, здесь все арендаторы одновременно имеют возможность закончить свои договоры. Это все будет происходить плавно, постепенно. У нас рынок больше нескольких миллионов квадратных метров, 30 тысяч — это не драматичная ситуация».

К концу года портал SuperJob провел опрос, и больше 70% участников исследования отметили, что работают дистанционно либо так же, либо даже лучше. И больше 40% хотели бы остаться на удаленке и после пандемии — число таких сотрудников выросло в два раза. Но примерно столько же намерены в офисы вернуться. Сложилась спорная ситуация: многие работодатели поняли, что у дистанта есть и минусы, и главные недостатки — в области психологии. Вот что Business FM рассказывал глава «Авито» Владимир Правдивый:

Владимир Правдивый генеральный директор «Авито» «Мы разрешили с сентября сотрудникам частично приходить в офис. Скорее это место для общения команд, социализации, потому что, конечно же, чего не хватает на удаленке, так это разговора у кулера, чашечки кофе — просто чтобы не превратиться в механизм, где люди только работают. Я приходил вот во время пандемии в офис, когда никого не было, это было ощущение как после атомной войны: красивое пространство, полностью пустое, никого нет. Тем не менее я верю, что когда-то эта история закончится, и мы будем работать в гибридном формате, то есть мы не будем работать все-таки на 100% на удаленке. Для разных команд это может быть по-разному, но людям нужна площадка для общения и встреч».

Ранее Госдума приняла законопроект о дистанционной работе — поправки вступают в силу с 1 января. Запретили снижать зарплату работникам на удаленке, если задачи остаются прежними, ввели понятие комбинированного графика для желающих. По замыслу законодателей, переработки на расстоянии должны оплачиваться как сверхурочные. Можно будет и уволить удаленщика, например, если он не выходит на связь двое суток или больше.

Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию