Блокчейн для вторичного часового рынка
Лента новостей
Обосновавшаяся в Швейцарии французская компания собирается полностью поменять вторичный рынок люксовых часов за счет современных цифровых технологий. Каковы ее шансы на успех?
Согласно недавнему исследованию Boston Consulting Group, объем мирового рынка подержанных часов сейчас составляет 16 млрд долларов. Ожидается, что в ближайшие годы он будет расти со среднегодовым темпом 8%. Для сравнения, объем продаж новых часов оценивается приблизительно в 50 млрд в год.
Однако развитие вторичного рынка тормозят риски — на нем много подделок и ложных экспертиз, а есть и риск вообще нарваться на ворованный экземпляр с поддельным сертификатом и стать невольным соучастником преступления.
Решение, которое предлагает французская компания GoodsID — это система основанных на блокчейне смарт-контрактов, которая позволит со 100-процентной гарантией отслеживать историю покупок, продаж, возможных поломок, экспертиз и так далее. Как свидетельствует само название стартапа, он нацелен на любые люксовые вещи. Но начать в первую очередь собираются с часов. И, скорее всего, это правильно, так как именно у часового рынка есть своя специфика, отличная от других люксовых товаров.
Так, Louis Vuitton сейчас собирается вводить блокчейн-сертификаты для своих товаров. Но исключительно для подтверждения их подлинности. А вот использованию их для вторичных продаж группа LVMH вряд ли будет рада. Вот что говорит основатель маркетплейса luxxy.com Владимир Евладов:
Владимир Евладов основатель маркетплейса luxxy.com «Покупателей останавливает проблема с аутентичностью. Проверить оригинальность того или иного продукта достаточно сложно. Нужно найти специалиста и довериться мнению данного специалиста. Есть еще такой момент, что если это коллекционные, единичные товары, то часто их просто нет уже возможности купить с прилавка. Бренды в своем большинстве негативно относятся к вторичному рынку, потому что они считают, что это подрывает первичные продажи. А второй негативно сказывается на ценности их брендов».
В том, что касается швейцарских часов, то в последнее время меняется модель их потребления. Если раньше дорогие часы покупали в основном люди старшего возраста для удовольствия, и как говорится, на всю оставшуюся жизнь, то теперь среди покупателей — люди старше 30 (среди них много азиатов), которые рассчитывают поносить часы, а затем перепродать их, возможно, даже дороже.
Кроме того, надо учитывать, что швейцарские производители часов выдумали такую уловку, как искусственный дефицит. Просто так купить некоторые новую модель часто весьма непросто. Надо записаться в очередь и ждать. Иногда очень долго. Рекорд ставит модель Nautilus от Patek Philippe — целых 11 лет. Дефицит — это продуманный ход в полном соответствии с маркетингом люксовых товаров. Когда покупатель выложит несколько десятков тысяч за объект вожделения, он с радостью расстанется со своими деньгами. И часто такие модели на вторичном рынке стоят в полтора-два раза дороже, говорит редакционный директор сайта Watchalfavit.ru Юрий Хнычкин
Юрий Хнычкин редакционный директор сайта Watchalfavit.ru «Это не первый случай обращения производителей часов к модному понятию блокчейн-системы, направленной прежде всего на недопущение подделок. Но пока все не вышло из поля экспериментов. Нельзя пока говорить о сколько-нибудь широком распространении этой практики. Будем смотреть. Сейчас вторичный рынок начинает приобретать достаточно важное значение для компаний. Не за горами то время, когда часовые компании будут заниматься трейд-ин, как компании — производители автомобилей».
Компания GoodsID недавно открыла офис в городе Биле в кантоне Берн, известном своим часовым производством. Она сделала это для того, чтобы находиться поблизости от производителей часов и, по словам ее основателя Лойс де ла Судьер, значительно продвинулась в переговорах с двумя крупными часовыми брендами.