«Ограбление: Возвращение к хаосу» — документальный фильм, который взбудоражил Францию
Лента новостей
В нем подробно очерчена проблематика и странности ситуации, сложившейся во всем мире в 2020 году. Почему он быстро стал так популярен и почему на него возникла такая острая реакция?
Обновлено в 15:02
В фильме «Ограбление: Возвращение к хаосу» (Hold-up, retour sur un chaos), созданном известным и заслуженным независимым французским документалистом Пьером Барнериасом, а также Никола Реутски и Кристофом Коссе, говорится о том, что санитарные власти и политики поначалу заявляли, что ношение масок не нужно, а потом ввели их повсеместное ношение под угрозой штрафа. При том что многочисленные врачи и ученые считают, что оно не имеет смысла для здоровых людей и что на самих масках даже написано, что они не предохраняют от инфекций, а во многих случаях могут быть даже вредны.
Фильм очень человечный и проникновенный по стилю. В нем выступает много солидных ученых. Всего интервью взяли у 37 человек — известных генетиков, эпидемиологов, фармацевтов, врачей, психологов, социологов. В частности, они ставят вопрос, почему Генеральная дирекция здравоохранения полностью отказалась от использования давно известных дешевых средств, таких как гидроксихлорохин в пользу дорогих и менее эффективных разработок фармацевтических гигантов.
Вот как в фильме резюмирует все эти сомнения генетик и бывший научный директор Национального института здравоохранения и медицинских исследований Франции Александра Энрион-Код.
«Самый главный вопрос: чем можно объяснить это зашкаливающее число экспериментальных мер, применяемых впервые. Здоровое население, которое оставляют по домам — такого никогда не делалось раньше. Никогда раньше не заставляли носить маски здоровых людей. Никогда раньше не заставляли носить маски на улице. И никогда раньше при разработке вакцины не ускоряли процедуру испытаний и не пропускали третью фазу. Все это не должно нас оставлять равнодушными».
В ответ на фильм в прессе появились десятки, если не сотни критических статей. В них, в частности, говорится о «научных софизмах» в интервью ученых. В том, что касается темы ношения масок, в частности приводится мнение врача Джонатана Фавра, который говорит о том, что маски должны защищать не того, кто их носит, а других. А по поводу того, что бывший министр здравоохранения Франции Филипп Дуст-Блази заявил в фильме, что дешевый гидроксихлорохин применялся в мире миллиарды раз и случаи побочных случаев единичны, сообщается, что он уже отказался от своих слов.
При этом газета France Soir задалась вопросом — должны все эти аргументы отбросить? По ее мнению, у Hold Up есть один серьезный козырь: задавать вслух те вопросы, которые миллионы избирателей задают себе про себя. На что Le Monde назвал France Soir «еще одним убежищем для ковидо-скептиков», заявив, что эта престижная газета 1950-х годов, исчезнувшая с карты общественных дебатов в 1990-х, переживает внезапное возрождение из-за кризиса COVID-19, позиционируя свой успех на яростном отрицании санкций и теориях заговора. Но все равно люди продолжают задавать вопросы, говорит глава редакционного совета парижской газеты «Русская мысль» Виктор Лупан.
Виктор Лупан глава редакционного совета парижской газеты «Русская мысль» «Вдруг простые люди про себя стали думать, а что с нами происходит, а что они тут экспериментируют? Может быть, они пользуются этим ковидом, чтобы какой-то социальный эксперимент провести? Когда слушаешь всяких министров и так далее, что «надо бороться против этого, надо бороться против того», чувствуется, будто бы они в какой-то оппозиции по отношению к обществу, которое тоже против них. Как-то очень странно это звучит. Что-то такое, что как бы и не проявляется, но они чувствуют брожение. Вот когда этот фильм вышел, вдруг масса людей стала говорить: а в этом фильме то, о чем я уже думаю три месяца».
Очень быстро после своего появления фильм был удален с французского аналога YouTube — платформы Vimeo, через который авторы изначально собирались продавать его по подписке. После чего они открыли к нему всеобщий бесплатный доступ. Попытка запрета фильма породила эффект Стрейзанд. Такие известные личности, как Софи Марсо, Карла Бруни, Максим Николле, Жюльет Бинош, и газета Le Parisien, протестуя против цензуры поделились фильмом в соцсетях. Фильм был снят за счет краудфандинга. Авторам удалось собрать на его производство около 300 тысяч евро за счет небольших пожертвований.