Медленнее «Сапсана»: «суперпоезд будущего» испытали вместе с первыми пассажирами
Компания Virgin Hyperloop объявила о тестировании вакуумного транспорта в пустыне недалеко от Лас-Вегаса. Первыми пассажирами стали топ-менеджеры компании. Разработчики говорят о крупном успехе, а специалисты скептически смотрят на проект
Вакуумную трубу в 500 метров установили в пустыне в штате Невада. Белоснежная капсула — прообраз поезда будущего — уже сотни раз летала из одного ее конца в другой, но была пустой. Теперь решили попробовать с пассажирами. Ими стали сооснователь Virgin Hyperloop Джош Гайгел и руководитель отдела качества обслуживания Сара Лучиан. Улыбаясь, они преодолели полукилометровый отрезок всего за несколько секунд. И судя по их лицам, они довольны экспериментом.
Руководство Virgin Hyperloop в восторге от испытаний. Впрочем, ничего особенного не произошло. Капсула на таком небольшом участке смогла разогнаться до 160 километров в час (около 100 миль в час). Это меньше, чем у «Сапсана», чья максимальная скорость может доходить до 250 километров в час.
Никакие это не испытания, а просто пиар, уверен экономист, аналитик в сфере транспорта Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов экономист, аналитик в сфере транспорта «Уже хорошо, что все пассажиры живы и здоровы даже на 100 милях в час. Безусловно, предстоит еще большой путь, потому что проблема с увеличением скорости. У тебя кратно сложность системы возрастает, растут требования по материалам, работе всех технологических систем. То, что там на 100 милях в час они проехали, это не значит, что они спокойно проедут на 600-700. Это надо смотреть. Пока все это выглядит как рекламный трюк».
По-хорошему, для чистоты эксперимента капсула должна была набрать скорость более 1200 километров в час, как это обещали разработчики и как говорил Илон Маск — идейный вдохновитель эксперимента вакуумных поездов Hyperloop. В 2012 году все строили планы, что когда-нибудь по вакуумной трубе над землей можно будет совершать поездки из какой-нибудь крайней северной точки на Аляске до южной границы с Мексикой всего за пару часов. Но Илон Маск быстро охладел к этой идее и раскрыл сделанные наработки. Теперь уже несколько компаний в мире пытаются реализовать идею супербыстрого транспорта, в том числе и Virgin известного миллиардера Ричарда Брэнсона, которая с таким же энтузиазмом занимается и космосом.
В прошлом году российские специалисты пытались оценить, сколько будет стоить Hyperloop между Москвой и Петербургом. На поездку могло бы уйти всего лишь полчаса. Проект оказался даже дешевле, чем планирующаяся высокоскоростная магистраль. Однако есть несколько «но»: во-первых, дорогие билеты — от 16 тысяч до 50 тысяч; во-вторых, чтобы проект окупился, загрузка поездов должна быть высокой. В общем, не получилось пока, говорит один из разработчиков проекта, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Сергей Белов. По его словам, больше всего к скоростям Hyperloop приблизились в Китае.
Сергей Белов заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий «Например, если мы с вами возьмем опыт самого скоростного вида наземного подвижного состава, то есть где магнитная левитация применена, — это система Transrapid в Китае, которая связывает аэропорт с городом. По сути, это система аэроэкспресса, она, наверное, выполняет имиджевую функцию города. Наверное, это теоретически возможно, когда у нас есть очень загруженный аэропорт и очень крупный город».
Transrapid — это немецкая разработка. Она основана на силе магнитов, которые толкают поезд, он приподнимается и при минимальном трении в прямом смысле летит со скоростью более 400 километров в час. 30-километровая ветка соединяет Шанхай с аэропортом, и на протяжении 20 лет ее работы она ни разу не приносила прибыль.
Скоростной транспорт — совсем не рентабельный, как можно продумать. Может, этим и объясняется, почему немецкие скоростные поезда используются не в Германии, а в Китае, а амбициозный Hyperloop так и остается в проекте.