Каршеринговые компании выступают против регулирования отрасли
Лента новостей
Ранее с инициативой разработать соответствующий законопроект выступили в Госдуме. Один из авторов идеи в беседе с Business FM заявил, что это нужно для безопасности граждан, которые эксплуатируют автомобили правильно и не нарушают ПДД
Обновлено в 14:46
Руководители «Яндекс.Драйва», YouDrive и BelkaCar направили письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, в котором выступили против создания отдельного закона для регулирования каршеринга. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на документ.
Поводом для обращения стала инициатива членов думского комитета по транспорту Максима Сураева и Виталия Ефимова. В сентябре Сураев рассказал «Газете.ру» о планах разработать законопроект, запрещающий пользоваться каршерингом водителям, которые часто нарушают ПДД, а также посторонним — не тем, кто оформлял аренду машины. Это должно свести на нет случаи, когда за руль садится водитель без прав. Также Сураев хочет запретить пользоваться сервисом водителям, грубо нарушающим ПДД. Вот что депутат сказал Business FM:
Максим Сураев член комитета Госдумы по транспорту «В Москве одни из самых небезопасных водителей автомобилей — это водители каршеринга, потому что, когда не своя машина, когда ты относишься к ней абы как, я не говорю, что это поголовно, но, по крайней мере, мы имеем факты: и количество ДТП, и количество нарушений, по большей части это касается каршеринговых автомобилей. Поэтому здесь нужно регулирование: если ты систематически нарушаешь, если ты попадаешь в неприятные истории, естественно, ты должен быть отстранен от права пользоваться каршерингом. Это все для того, чтобы обезопасить граждан, которые эксплуатируют автомобили правильно и не нарушают ПДД, от таких случаев».
Отдельно Институт развития правового общества (ИРПО) в письме в Минтранс в сентябре предложил ввести ответственность компаний за неисправность машин и прописать в договоре между арендодателем и арендатором порядок обязательного обследования автомобиля.
Однако в письме Володину компании говорят, что отдельное регулирование каршеринга, которое не будет распространяться на других операторов аренды машин, может остановить развитие отрасли в России или негативно на ней сказаться. Сервисы опасаются, что запрет на пользование каршерингом для водителей, грубо нарушающих ПДД, придется контролировать, запрашивая дополнительные документы при регистрации пользователя. Это приведет к оттоку клиентов, считают операторы
Комментируя предложения ИРПО, сервисы каршеринга заявили, что их автомобили всегда исправны, поскольку находятся на официальной гарантии производителя, проходят регулярное ТО. По их словам, машины застрахованы по каско и оснащены системами телематики, которые своевременно сигнализируют о необходимости ремонта. Дополнительные требования избыточны и ограничат появление новых игроков.
Нет необходимости дополнительно регулировать каршеринг, поскольку это технологичная отрасль. Они располагают очень развитым инструментарием для того, чтобы контролировать своих пользователей. Это и анализ поведения, и контроль скорости, и многое другое. Единственное, что надо сделать, — создать общий черный список клиентов-нарушителей по всей стране, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Совместно с московскими или фередальными властями такой список вести, с тем чтобы люди, которых в одном сервисе забанили, аккаунт в другом делают и дальше рассекают, понимали, что одна ошибка — и дальше для них опцией становится только автобус. А автомобиль каршеринга ничем не отличается от обычного личного автомобиля — это те же самые правила дорожного движения, КоАП, штрафы, ОСАГО и ответственность за ДТП. Он находится полностью в правовом поле. И в этой связи те, кто пытается ввести какой-то особый закон про каршеринг в правовое поле — это люди, которые хотят сделать собственную политическую карьеру».
Самих клиентов каршеринговых сервисов беспокоит массовая утечка личных данных. Имея их, мошенники оформляли кредиты. Кроме того, копии паспортов и водительских удостоверений использовались в других сервисах, что позволяло создать с их помощью так называемые фейковые аккаунты в каршерингах. И по их документам кто-то бронировал дорогие автомобили и устраивал аварии. А водители узнавали об этом, только когда их приглашали в ГИБДД. Но депутаты этого не заметили.
Business FM направила запросы каршеринговым компаниям. YouDrive отказался от комментариев, «Яндекс.Драйв» только подтвердил отправку письма.