«Дырка в упаковке». Упрощенный порядок маркировки лекарств действует почти неделю, но проблемы остаются
Лента новостей
Импортеры сообщают о десятках миллионов упаковок препаратов, которые зависли на разных этапах логистики. При этом оператор системы утверждает, что ускорил взаимодействие импортеров лекарств и таможенников
До российских потребителей, то есть до нас с вами, не могут дойти 40 млн упаковок более 450 видов различных препаратов. Это данные Международной ассоциации фармпроизводителей. В нее входит более 60 международных компаний, на которые, по их собственной оценке, приходится более 80% всех выпускаемых лекарств в мире.
Более чем половина участников ассоциации столкнулась с задержками системы маркировки, которые длятся в среднем неделю, в отдельных случаях — до двух недель. Из-за этого блокируется дальнейшее движение лекарств. О ситуации Business FM рассказал исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Владимир Шипков.
Владимир Шипков исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей «Речь идет уже о десятках миллионов упаковок препаратов, которые, так или иначе, испытывают проблемы в доступности для пациентов на разных этапах обращения, начиная от таможенной очистки, введения в гражданский оборот, передачи дистрибьюторам и далее по цепочке. Более того, мы отмечаем растущую озабоченность компаний относительно срывов потенциальных и реальных государственных контрактов, которые уже сейчас должны заключаться на следующий год».
Из-за сбоев в системе маркировки Минпромторг в конце прошлой недели временно изменил режим ее работы с разрешительного на уведомительный. Теперь по идее достаточно просто отправить данные в систему и, не дожидаясь ответа, производить дальнейшие действия. Например, отгружать партии лекарств аптекам. Как это работает в рознице, говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.
Юрий Жулёв сопредседатель Всероссийского союза пациентов «Некоторым пациентам выдают, например, препараты с нарушенной целостностью упаковки, потому что в аптеке нет оборудования, и они просто вырезают ножницами эту маркировку. Представляете, то есть дырка в упаковке для того, чтобы потом у себя или где-то на стороне ввести эту маркировку в электронную систему. Еще мы знаем о том, что пациенты вынуждены ходить по два раза в аптеку, потому что сначала они сдают рецепт, потом аптека неспешно вводит маркировку их препарата в систему, и только потом пациент приходит и забирает препарат».
При этом единый оператор системы маркировки, Центр развития перспективных технологий, утверждает, что время обработки информации и обмена документами импортеров с таможней сократилось до 16 минут по сравнению со 150 минутами в начале сентября.
Более того, компания на своем сайте «Честныйзнак.рф» раскрыла статистику по системе мониторинга движения лекарственных препаратов. И там все ну просто очень хорошо. Например, в аптечной рознице и у дистрибьюторов свыше 80% операций обрабатывается меньше чем за минуту. Как-то это не вписывается в общую картину того, что происходит на рынке. Возможно, есть проблемы с вводом данных в систему. То, что туда не попадает, естественно, и не обрабатывается и статистику не портит. Но это только предположение.
В компании-операторе системы маркировки Business FM сообщили, что после сбоя 30 сентября перенесли ее на новую инфраструктуру, и заверили, что никакая нагрузка теперь не способна обрушить систему. Также там привели такие цифры: всего в систему занесено 20 млрд различных товаров в десяти группах. И только в группе лекарств, где пока зарегистрирован всего 1 млрд упаковок, есть проблемы. Они связаны с тем, что не все участники рынка подготовились к введению маркировки, утверждает заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов.
Реваз Юсупов заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий «Реальных сложностей не было. С чем связано? Мы это видим не только в фармацевтической отрасли, это касается всех отраслей, а компании все откладывают до последнего, пока это не становится настоящим законодательным требованием. Надо не забывать, что с 1 января еще на полгода отрасль получила отсрочку на шесть месяцев, но и это не помогло всем собраться и вовремя подготовиться. Оказались там, где оказались».
Спустя несколько дней после введения уведомительного порядка маркировки лекарств ситуация с ними не улучшилась. О причинах и последствиях рассказывает генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.
Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «В таких объемах лекарственные препараты еще не зависали на складах либо в аптеках без движения. Было письмо на днях от Минпромторга о том, чтобы не ждать ответа от системы и продавать лекарственные препараты, перевозить и прочее. Но как законодательный акт это еще не оформлено. Действительно, аптеки, дистрибьюторы опасаются последствий, если все это будет происходить только по письму. Письмо — это просто письмо. Как только появятся официальные документы, понадобится неделя, чтобы движение лекарственных препаратов вернулось хотя бы к нормальным параметрам».
Если дело действительно только в отсутствии официального документа, то, наверное, достаточно принять постановление правительства или другой нормативный акт. Но затягивать с этим не нужно, потому что лекарства людям требуются прямо сейчас, а не когда-нибудь потом, когда все само как-нибудь наладится.