Кто может стать новым владельцем Башкирской содовой компании?
Лента новостей
Глава Башкирии Радий Хабиров ранее говорил, что компанией должна владеть республика. Позже он заявил: акции предприятия необходимо передать в федеральную собственность
Башкирский суд 30 октября рассмотрит иск Генпрокуратуры по возврату акций Башкирской содовой компании (БСК) в государственную собственность. Государство считает ее приватизацию незаконной.
В сентябре в эфире Business FM вышло интервью с главой Башкирии Радием Хабировым. Разговаривали в основном о Башкирской содовой компании, которая тогда оказалась в центре скандала.
Сначала были протесты местных жителей против разработки горы Куштау, где компания собиралась добывать сырье для производства соды. Потом в ситуацию вмешался Владимир Путин, поинтересовавшись, как так вышло, что доля республики в БСК в результате приватизации несколько лет назад резко сократилась. Затем Генпрокуратура подала иск, чтобы забрать акции у частных владельцев и вернуть их в федеральную собственность. Но Радий Хабиров в сентябре заявил Business FM: принципиальная позиция Башкирии в том, чтобы акции вернули в собственность республики.
Радий Хабиров глава Башкирии «Мы исходим из того, что республика пострадала. Наш пакет 62% превратился в 38% со всеми вытекающими последствиями для республики. Это и имущественный ущерб, и организационный, и так далее. Поэтому первое, на чем мы настаивали и настаиваем, это то, что все-таки мы должны получить наш контрольный пакет».
Буквально несколько дней назад Хабиров поменял позицию. Республика присоединилась к иску прокуратуры, а сам глава Башкирии, приехав на предприятие, заявил, что его акции должны перейти в федеральную собственность. И сказал, что интересы республики от этого не только не пострадают, но и «станут прочнее».
Что могло измениться за это время? Поскольку судьбой завода распоряжаются на самом верху, то там могли уже принять решение — и заодно пообещать Башкирии дополнительный кусок «содового пирога», как это было с «Башнефтью», напоминает шеф-редактор объединенной редакции информационного агентства «Башинформ» Артем Валиев.
Артем Валиев шеф-редактор объединенной редакции информационного агентства «Башинформ» «Помните, в «Башнефть» был передан весь пакет государства, а потом 25% специальным указом президента страны были переданы республике Башкортостан. Вполне не исключено, что такой сценарий будет происходить. Доподлинно об этом ничего неизвестно, потому что в публичную плоскость такие сведения не утекают».
Ситуация с БСК сама напрашивается на сравнение с тем, что несколько лет назад произошло с «Башнефтью». Тоже была приватизация, в результате которой акции нефтяной компании отошли Владимиру Евтушенкову. Как и у БСК, прибыль «Башнефти» выкачивалась на дивиденды. Причем их получали как частные собственники, так и правительство Башкирии. А потом компанию забрали в федеральную собственность. Правда, между двумя кейсами есть важная разница. В случае с «Башнефтью» сразу было понятно, кто интересант. В случае с БСК такого понимания нет, комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я не вижу какого-то дикого ажиотажа, я не вижу информационной кампании. Вся эта тема была, когда были протесты, а сейчас она ушла. Если бы была куча желающих эту компанию получить, желающие друг с другом информационно воевали бы, это неизбежная история. Сейчас как-то все тихо, мирно. Большинство даже и забыло, что был всплеск интереса к Башкирской содовой компании. Протесты были, интриги, Путин, который комментирует эту историю».
И так и остался непроясненным маленький вопрос, с которого, собственно, все и началось: где теперь содовая компания будет брать сырье? В БСК сообщили, что сырья Шахтау хватит на 30 лет. Правда, это подземная добыча, при которой можно загрязнить две реки. Но к этому времени у БСК будет другой собственник, который получит хорошую маржинальную компанию.
Не стоит забывать, что сода — это не только то, что мы кладем в пищу и чем чистим кастрюли. Это в первую очередь промышленное сырье. И до конца неясен вопрос, как поступят со старыми собственниками. С одной стороны, у них все хорошо, есть состояние и, как писали СМИ, виноградники во Франции, где эти бизнесмены и живут. А с другой — фигурировала сумма ущерба в 35 млрд рублей, которых, как считает Башкирия, она лишилась. И не исключено, что с владельцев, которые скоро станут бывшими, еще спросят.