«Громадные деньги — это миллиарды». Как Германия и Франция переживут новый карантин?
Лента новостей
«Откуда эти деньги собрать? Я думаю, что деньги будут печататься в ЕС. Думаю, что Германия впервые залезает в такие же гигантские долги, в которые в свое время при финансовом кризисе залезли американцы», — говорит немецкий политолог Александр Рар
Первая и вторая экономики ЕС объявили о новом локдауне: германский будет частичным, французский — почти таким же, как весной. Как минимум до конца ноября во Франции закрыты все бары и рестораны, почти все университеты переведены на удаленный режим, запрещено перемещение между регионами; но продолжают работать школы, разрешены похороны и посещения домов престарелых.
Французам можно покидать место жительства только по необходимости: чтобы сходить в магазин, помочь родственникам или пойти на работу, которую нельзя делать удаленно. Будет ли новый локдаун столь же тяжелым, как предыдущий? Говорит совладелец ресторана Le Petit Saint-Petersbourg в Лионе Жан Дельгадо.
Жан Дельгадо совладелец ресторана Le Petit Saint-Petersbourg «Не так хорошо и не так плохо. Я все равно смог немножко работать, потому что я много продаю через интернет. Сейчас проще в том плане, что мы уже знаем, как было в первый раз. Вчера наш президент обещал много помощи. Плохо для тех, у кого есть большие кредиты. Я считаю, что из всех налогов, а это 70-80%, они берут их на себя, то это тоже неплохо».
В Германии новый локдаун назвали «частичным», но меры почти такие же: закрыты предприятия общепита и досуга, работать лучше из дома, путешествовать «настоятельно не рекомендуется», но открыты школы и церкви. Штрафы за нарушения как в Германии, так и во Франции остались высокими. В некоторых германских землях прогулка без маски может обойтись в несколько тысяч евро. О том, готовы ли немцы пересидеть еще одну волну вируса, говорит бармен берлинского ресторана Dacha Тадес.
— Пережили мы нормально первый карантин, а как второй будет, будем смотреть. Полностью закрылись все заведения, выплатили зарплату, а потом государство помогало.
— А сейчас что говорят у вас в новостях, будет какая-то помощь бизнесу?
— Конечно, как и в первый локдаун был, так и во второй будет. Здесь, в Германии, помогают.
В середине октября Ангела Меркель говорила, что страна «не может себе позволить» новый карантин, теперь же компенсацию, обещанную немецкому бизнесу, можно назвать довольно щедрой. Как заявила Меркель, компании со штатом менее 50 человек в период карантина получат от государства 75% своего прошлогоднего дохода; самозанятым и микробизнесу предоставят льготные займы, а объемы поддержки более крупного бизнеса будут определяться правилами ЕС. По данным DW, на программу будет выделено 10 млрд евро.
Во Франции ситуация похожая: малый бизнес будет получать по 10 тысяч евро каждый месяц, государство берет на себя часть затрат на аренду, потерявшим работу полагаются краткосрочные компенсации. Суммарный объем пакета мер по поддержанию экономики, согласованного на прошлой неделе французским парламентом, составил 100 млрд евро.
Конкретные источники финансирования не называются. Весной СМИ писали, что Европа привлекает часть денег в виде кредитов, а часть попросту печатает. Откуда у Берлина и Парижа такие средства и какими будут последствия? Ситуацию комментирует немецкий политолог Александр Рар.
Александр Рар журналист, политолог «Громадные деньги — это миллиарды. Откуда эти самые деньги собрать? На первые локдауны очень много денег ушло. Я думаю, что деньги будут печататься в ЕС. Я думаю, что Германия впервые залезает в такие же гигантские долги, в которые в свое время при финансовом кризисе залезли американцы. Теперь Германия поживет пару лет, а может быть, десять лет с такими долгами. Психология меняется к этому всему. У правительства нет другого выхода. Они обещают, обещают людям. Думают ли немецкие политики о будущем, думаю ли о том, как они эти деньги будут возвращаться. Думают ли они, что будет, когда будет третий локдаун, на который средств будет еще меньше?.. Или вообще как. Как вообще справляться?»
Рынки на фоне новостей о возобновлении локдауна в крупнейших экономиках Европы ожидаемо упали. С начала недели германский индекс DAX потерял около 5%, французский CAC 40 — 5,5%, общеевропейский STOXX 600 — 4%. Как пишет Reuters, европейские фондовые рынки превратились в «красное море».