Пожарная команда: COVID-19 должен радикально поменять национальные системы здравоохранения. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
«Государства должны иметь медицину-трансформер, которая в кратчайшие сроки мобилизует военные и гражданские мощности для реагирования на форс-мажоры вроде коронавируса, но при этом ни на минуту не перестает в плановом порядке лечить другие болезни», — считает колумнист
В России впервые с марта, когда был объявлен режим «нерабочих дней», заменивший стране слово «карантин», с коронавирусом решили официально бороться на федеральном уровне, а не на уровне регионов. Глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление, которое вводит с 28 октября масочный режим везде, кроме улиц, и запрещает работу ресторанов и баров и проведение массовых мероприятий с 23:00 до 6:00.
Ковид-психоз не отпускает планету. Получив к осени после волны изнурительных и совершенно бесполезных весенне-летних карантинов неизбежные и абсолютно предсказуемые рекорды заражений, а кое-где, как в России, и смертей, разные государства пытаются ограничить вирус новыми полицейскими и квазиполицейскими мерами. Главным смыслом карантинов было снижение нагрузки на медицину и возможность подготовить ее к возможному новому росту заражений. Но даже это сделать не удалось.
Теперь страны вроде Ирландии и Чехии ввели почти полноценный новый карантин именно из-за того, что медицина все равно не готова к наплыву больных «короной». Франция, Испания, Италия, где сейчас рекорды заражений в разы превышают мартовские-апрельские, когда все кричали «ужас-ужас», пытаются победить болезнь с помощью комендантского часа — одних штрафов им уже мало. Хотя почему вирус менее опасен и менее способен заражать в 22:59, чем в 23:01, когда начинает действовать комендантский час, и в 6:01 или в 7:00, когда толпы людей едут на работу в общественном транспорте, чем в 6:00, когда комендантский час заканчивается, не очень понятно.
В постановлении Роспотребнадзора, если оставить за скобками вопрос эффективности масочного режима (споры тут бесполезны, статистика по вирусу в динамике по всем странам мира доступна, каждый может сделать выводы о пользе масок в борьбе с вирусом сам), вызывают вопросы два пункта: требование носить маски в лифте, исполнение которого просто невозможно проверить, и обязанность для всех регионов проводить не менее 150 исследований на коронавирусную инфекцию на 100 тысяч населения, то есть бездумно тестировать ради абсолютно условной статистики, что совершенно бессмысленно в борьбе с вирусом. Если честно посмотреть на данные по количеству выявленных заражений и количеству тестов на миллион популяции в разных странах, между этими показателями вообще нет никакой зависимости. А вот заразиться непосредственно во время тестирования можно запросто.
Между тем уже почти за год пандемии должно стать совершенно очевидно, что никаких «полицейских» или морально-психологических (требование носить маски из «уважения к другим» или «солидарности») способов остановить распространение вируса нет. А главной и действительно острой проблемой остается перегрузка и нехватка медицинских мощностей, персонала и оборудования в очагах распространения инфекции.
Если с чем и можно сравнить ход нынешней пандемии, так это с пожаром, который с новой силой разгорается в разных местах. Но тогда и борьба с этим вирусом должна строиться по образу и подобию борьбы с огнем. Пожарная часть (ковид-больница) — в каждом относительно большом населенном пункте и в зоне доступности от соседних маленьких. Активное использование так называемой медицины катастроф и военной медицины для лечения тяжелых больных. Возможность быстрого разворачивания ковидных госпиталей на немедицинских объектах, минимально подходящих для приема таких пациентов.
Государства должны иметь медицину-трансформер, которая в кратчайшие сроки мобилизует военные и гражданские мощности для реагирования на форс-мажоры вроде коронавируса, но при этом ни на минуту не перестает в плановом порядке лечить другие болезни — они никуда не исчезли, и многие из них по-прежнему убивают намного больше людей, чем COVID-19.
Постоянные заражения высокопоставленных чиновников и даже глав государств (их просто тестируют постоянно, а так-то переболеют все, кто в принципе способен заразиться этим вирусом) еще больше подрывают доверие людей к тому ковид-психозу и полицейщине, которые, увы, продолжает торжествовать во многих странах.
Между тем только признание пандемии исключительно медицинской проблемой и направление усилий государства на приспособление системы здравоохранения к этой и другим подобного рода чрезвычайным ситуациям может постепенно дать реальные результаты. Чтобы люди не занимались паническим бездумным самолечением, не ждали приезда врача или скорой сутками, не боялись выходить на улицу, чтобы из аптек не исчезали градусники и антибиотики, как сейчас в России. Полиция с Росгвардией никого от коронавируса точно не вылечат.