Сельский отдых, или Как немецкие туристы русскому мужику огород перекопали
Лента новостей
В условиях ограничений на международные поездки самый большой импульс к развитию получил сельский туризм. С какими трудностями он сталкивается и как государство и бизнес их решают?
В условиях пандемии очевиден набирающий силу тренд на самостоятельные путешествия по стране, что может уже в ближайшей перспективе привести к росту числа людей, отдыхающих в сельской местности, на 1-2 млн человек в год. Наряду с другими мерами поддержки это поспособствует ускоренному развитию инфраструктуры сельских территорий. Такое заявление на выставке «Золотая осень — 2020» сделал заместитель председателя правления Россельхозбанка Денис Константинов.
По оценкам экспертов, с учетом сохраняющейся недоступности большинства зарубежных направлений, можно прогнозировать снижение выездного туризма в 2020 году на 60-80%, а то и больше. «Планируемые, но неосуществленные выездные поездки россиян можно оценить в 30 млн, — отметил Денис Константинов. — В результате все виды внутреннего туризма получают дополнительный импульс к развитию. Как правило, в структуре внутреннего туризма преобладают пляжный отдых и поездки по достопримечательностям, но наибольшим потенциалом по темпам своего развития обладает сельский туризм (поездки на фермы для ознакомления с процессом производства, дегустации продуктов и проживания), который пока еще находится в начальной стадии развития».
Потенциальный сценарий
В том, что сельский туризм — направление более чем перспективное, убеждает, в частности, европейский опыт. По данным, которые приводит портал freevilladge.com, во французских деревнях ежегодно отдыхают более 7 млн человек, причем каждый сельский тур сертифицирован национальной организацией «зеленого» отдыха. В Испанию ежегодно приезжают 6 млн человек: здесь путешественники могут выбирать среди 25 тысяч туров. Сельскохозяйственная деятельность довольно популярна в западных и южных регионах Германии: туристы любят посещать Северный Рейн-Вестфалию, Баварию, Баден.
Италия славится тем, что здесь особо тщательно соблюдаются стандарты качества в сфере сельского туризма. В частности, для руководства и сотрудников фермерских хозяйств проводятся обязательные курсы, обучающие принимать гостей на своей ферме. Самые популярные среди путешественников провинции Италии — Трентино, Южный Тироль, Пьемонт и Тоскана.
В целом же в Европе, по данным Ассоциации сельского туризма (Eurogites), в отрасль вовлечены примерно 100 тысяч ферм. Отрасль напрямую и косвенно поддерживает около 1 млн рабочих мест и при этом генерирует около 150 млрд евро выручки — агротуризм приносит порядка 35% от совокупного дохода сельхозпроизводителей.
Что касается России, сейчас около 80% объектов сельского туризма расположены в регионах Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов, четвертое место занимает Северо-Запад. Особенность этих территорий заключается в огромном туристическом потенциале: это и сохранившиеся ремесла, и уникальная архитектура, и культурно-историческое наследие. Поэтому здесь может развиваться практически любое из направлений, которое эксперты относят к сегменту сельского туризма: агротуризм, связанный с посильным участием отдыхающих в сельхозработах; гастрономический туризм, цель которого — знакомство с национальной кухней и напитками; гостевой туризм, когда туристам предоставляются гостевые дома, где можно провести отпуск наедине с природой; событийный туризм, формирующийся вокруг фестивалей и праздников; культурно-этнографический туризм, имеющий познавательную основу, и так далее.
Однако при всем своем очевидном потенциале сельский туризм сталкивается с рядом серьезных трудностей, среди которых профессионалы отрасли особо выделяют три: слабое развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной и гостиничной, столь же слабое информирование россиян о возможностях сельского туризма и конкретных предложениях и, наконец, отсутствие разработанных бизнес-пакетов, объединяющих в единое целое экологию и экономику.
Город — селу, село — городу
Кое-что для преодоления этих препятствий делается. Например, вскоре мировой список самых красивых деревень пополнят сразу пять представителей России: Ферапонтово в Вологодской области, Каргополь, Черевково и Зехнова в Архангельской области, Лальск в Кировской области. Для того чтобы проинспектировать их туристическую привлекательность и оценить уровень комфорта для постоянного проживания, Ассоциация самых красивых деревень при поддержке Россельхозбанка организовала экспедицию, призванную открыть для сельского туризма Русский Север. За 19 дней ее участники преодолели более 5 тысяч километров и посетили более 30 сел, деревень и экопоселений, которые вполне могут стать новыми точками притяжения для путешественников из России и других стран.
По правилам ассоциации решение о внесении деревень в список самых красивых принимается на основании их соответствия ряду критериев. Среди них — историко-культурная составляющая (в частности, наличие памятников культурного и природного наследия и сохранение традиционных архитектурных объектов), наличие необходимой туристической инфраструктуры и возможности для развития традиционных промыслов и новых видов предпринимательской деятельности, а также благоприятная экология.
Еще один пункт в развитии сельского туризма — привлечение средств в экономику поселений и увеличение числа горожан, выбирающих небольшие поселения в качестве постоянного места проживания. В ближайшие годы в сельскую местность могут вернуться 2-3 млн человек, и это только с учетом имеющейся инфраструктуры, отмечают эксперты центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка: «Если же принимать в расчет дальнейшее инфраструктурное развитие и более длительные сроки, то российское село обладает практически неограниченным потенциалом для возвращения населения. Мощный импульс развитию деревень дает разработанная Минсельхозом программа «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой можно получить льготную сельскую ипотеку по ставке от 2,7% годовых. Этой возможностью приобрести недвижимость в сельской местности воспользовались уже почти 22 тысячи человек по всей стране, а объем выданных Россельхозбанком кредитов на покупку жилья на селе превысил 43 млрд рублей».
Поручение выделить больше средств на развитие дорожной сети в малых городах и на селе, которое Михаил Мишустин дал по итогам форума «Дни лидеров муниципального управления», прошедшего в Великом Новгороде, — также в общую копилку. В частности, российский премьер поручил проработать возможность выделить больше средств на строительство, ремонт и реконструкцию дорог местного значения из федерального бюджета. Прежде всего речь идет об автомобильных дорогах, которые ведут к важным социальным объектам, расположенным в сельских населенных пунктах. Деньги на то, чтобы привести их в нормальное состояние, выделяются в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». И сельский туризм от этого тоже выиграет.
Создать условия для того, чтобы фермеры могли продвигать услуги агротуризма онлайн, а туристы легко их находили, — дело не из легких. «Что касается кредитных продуктов, у нас они все есть, и оказать финансовую поддержку в развитии туризма на селе мы можем. Чего не хватает — это, наверное, каналов взаимодействия между фермерами и туристами, которые планируют посетить сельские территории. Поэтому сейчас мы делаем основной акцент именно на это направление», — отметил в беседе с Business FM Денис Константинов. Задачу старается решить Центр развития финансовых технологий Россельхозбанка, который интегрирует онлайн-платформу «Свое. Родное» в собственную цифровую экосистему «Свое. Фермерство». «Мы прогнозируем, что до конца года на платформе зарегистрируются до 50 тысяч фермеров, часть из которых уже сейчас готовы предлагать как однодневные туры на фермы, так и туры более продолжительного пребывания», — отмечают аналитики центра.
Экосистема позволяет фермерам предложить экскурсии, дегустации, участие в ремесленных мастер-классах и других сельских развлечениях. Любой фермер вправе зарегистрироваться на платформе, разместив здесь фотографии и данные о своем хозяйстве, маршрут проезда и стоимость посещения, а туристы могут подобрать интересующее предложение и ознакомиться с подробной информацией. Для оформления заявки нужно также зарегистрироваться в приложении и указать контактные данные, после чего заявка попадет к фермеру. Сейчас на платформе представлены предложения от фермерских хозяйств Москвы и Московской области, Краснодарского края и Ленинградской области. Но по плану до конца года маркетплейсом будут охвачены около 30 российских регионов, включая Вологодскую и Архангельскую области.
По оценке специалистов, «Свое. Фермерство» позволит предложить большинству россиян интересные досуговые и отпускные альтернативы. В перспективе функционал экосистемы будет расширяться за счет развития таких сервисов, как возможность безналичной оплаты, организация логистических перевозок и персонализация контента, включение маркетинговых услуг — например, возможности поиска и сохранения рецептов и организации совместных покупок.
Запущенная Ростуризмом финансовая поддержка предпринимательских инициатив в сфере внутреннего туризма — очередная мера поддержки, в том числе и сельского туризма. Ростуризм готов софинансировать проекты, которые предлагают нестандартные подходы к формированию турпродукта и внедряют инновационные решения в отрасли. Гранты будут выделяться на разработку новых туристических маршрутов и благоустройство существующих. Что особенно интересно для игроков рынка недвижимости, поддержку могут получить проекты, связанные с созданием различных средств размещения, позволяющих комфортно и недорого отдыхать на природе, — речь идет о современных кемпингах, автокемпингах, модульных отелях и так далее.
Как сообщает Ростуризм, прием заявок на гранты завершился 8 октября, их набралось более 4 тысяч, что примерно в десять раз превышает потенциальное число тех, кто может получить субсидии: всего на программу выделено 1,2 млрд рублей, максимальный размер грантов составит 3 млн, и претендовать на эту сумму смогут 400 индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. Окончательное решение конкурсной комиссии должно быть объявлено не позднее 10 ноября.
Но, вообще, реакция представителей туриндустрии на это мероприятие оказалась противоречивой. Эксперты отметили, что выдача подобных субсидий вряд ли простимулирует развитие внутреннего туризма, поскольку не решает проблему слабой туристской инфраструктуры, и вместо хороших, но разовых акций требуется полномасштабная концепция, согласованная с отраслью, и стратегия развития территорий.
«Главное — поддержать инициативы на местах»
Еще одна знаковая именно для сельского туризма история — первый Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма. Его инициатором и организатором выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ), а оператором — Агентство стратегического развития «Центр». О том, насколько интересными оказались представленные на конкурс проекты, о перспективах развития экологического и, в частности, сельского туризма в России Business FM побеседовала с заместителем генерального директора АСИ по продвижению новых проектов, членом конкурсной комиссии конкурса Ольгой Захаровой.
— С вашей точки зрения, действительно ли агротуризм и вообще сельский туризм — перспективное для нашей страны туристическое направление?
— Мы считаем, что точно и безусловно да. Родоначальником европейского агротуризма можно считать, наверное, Австрию, у которой развитое сельское хозяйство, живописные альпийские пейзажи и большое число маленьких деревушек. И мы видим, что в последнее время часть туристов предпочитают проводить свой отпуск именно в сельской местности, в деревенских домах — там, где они знакомятся с сельским образом жизни, с местной культурой и обычаями и, конечно, трудятся. Такой вид отдыха сегодня выбирают прежде всего те туристы, которые уже многое повидали и хотят разнообразия. Например, я посещала национальный парк «Смоленское поозерье», мы там разговаривали с одним фермером — и он рассказал удивительную историю. У него остановились немецкие путешественники и попросили пожарить картошку. Он спокойно взял лопату и пошел копать. В этот момент они выбежали из своего гостевого дома, отобрали у него лопату и час фотографировались с ней, перекопав ему пол-огорода. Поэтому зачастую сельские жители России даже не подозревают, что их привычная жизнь может стать источником ярких впечатлений и эмоций для большого числа туристов.
— Тогда что стоит сделать на федеральном и региональном уровне, чтобы стимулировать развитие сельского туризма?
— Весь мировой опыт развития сельского туризма говорит нам о том, что успешными становятся только те проекты, которые сгенерированы, придуманы, одобрены и поддержаны местным населением. Поэтому, на мой взгляд, самым главным, основным шагом в развитии агротуризма является грантовая поддержка инициатив местных жителей. Это и создание гостевых домов, и открытие локальных музеев, и поддержка и продвижение местных гастрономических производителей, а также ремесленников. Важно, чтобы активные люди на селе проявлялись, потому что даже те гранты, которые сегодня уже есть, надо еще уметь получать, а таких знаний сельчанам, очевидно, не хватает. Поэтому, конечно же, людей нужно учить. Часто ресурсы — и природные, и человеческие — недооцениваются местными жителями, так что очень важно поддерживать инициаторов сельского развития — сделать так, чтобы о них говорили, они появлялись в социальных сетях и были лидерами продвижения агротуризма. У нас, кстати, в рамках форума «Сто идей для нового времени» подана идея, предлагающая разрешить ведение агротуристической деятельности с размещением объектов гостеприимства на землях сельхозназначения. В настоящий момент это невозможно, но, на мой взгляд, от прямого запрета можно отказаться — нужно просто установить критерии и ограничения, связанные с использованием сельхозземель, чтобы не было неконтролируемой застройки. Но использовать эти земли для развития именно агротуризма — мне кажется, это здравая мысль.
— А есть ли проекты сельского направления среди участников и потенциальных победителей первого Всероссийского конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма? И как вы оцениваете этот конкурс, итоги которого будут подведены совсем скоро?
— Практически все заявки, которые поступили на конкурс, в той или иной степени связаны с сельским туризмом, потому что все эти проекты охватывают особо охраняемые природные территории и именно к ним прилегают сельские поселения. Развитие туризма, конечно же, способствует возрождению сел. Например, на территории заявленного Республикой Саха (Якутия) проекта туристско-рекреационного кластера «Лена» проживает около 30% населения республики, и это именно сельское население. В кластере «Тункинская долина» в Бурятии все туристические услуги оказывают местные жители: это и гиды-проводники, и фермеры, предлагающие гостевые дома, и коневоды. На территории проекта «Камское устье» в Татарстане уже есть привлекающее туристов производство сыра камамбер — и вот это производство они хотели бы расширять, потому что оно пользуется огромной популярностью. А прекрасный проект «Гора Белая» в Свердловской области — это непосредственно про сельский туризм: здесь планируют сделать акцент на уральскую кухню и прямо на месте выращивать все, для нее необходимое.
Как напоминает Ольга Захарова, итоги всероссийского экотуристического конкурса будут подведены 16 октября. Десять команд-победителей получат возможность привлекать в свои проекты инвесторов, а также смогут рассчитывать на софинансирование из федеральных программ.