16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
12 октября 2020, 11:49 Политика

В Белоруссии на несанкционированных акциях протеста задержаны почти 600 человек

Лента новостей

Это следует из данных правозащитников. Среди задержанных было 40 журналистов, часть из них уже отпустили

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Обновлено в 20:25

Почти 600 человек были задержаны на несанкционированных акциях протеста, которые прошли в Белоруссии 11 октября. Об этом сообщает не зарегистрированный властями правозащитный центр «Весна».

По данным Белорусской ассоциации журналистов, среди задержанных было 40 журналистов, часть из них позже отпустили. В МВД республики отметили, что в акциях приняли участие около 11 тысяч человек, и сообщили о 713 задержанных. Про свое воскресное задержание Business FM рассказал белорусский корреспондент Илья Добротвор.

— Вас, я так понимаю, задержали вчера вечером?

— Не вечером, а днем, во время работы, получается. Я снимал, как коллег задерживали, потом и меня задержали.

— На ваш взгляд, задержания были жестче, чем обычно?

— Безусловно. С часа дня убирали свидетелей, то есть журналистов, и очень плотно работали над журналистами, просто убирали их с улиц. Людей очень много было пострадавших. Когда меня доставили в изолятор, тоже там было, прямо на входе сидел человек с разбитой головой. Много скорых было. Это притом, что меня доставили в изолятор, это было около трех часов ночи.

— А задержали днем. А где же вы были все это время?

— Вместе со всеми журналистами в Октябрьском РУВД города Минска находились, там было 20 человек. И потихоньку выпускали. Некоторых выпускали, потом забирали снова. Вот такая карусель была. Меня задержали как? Я снимал начало зачистки, то есть они налетели на человека, а потом увидели, что я снимаю, и погнались за мной. Как бы я ни убегал, меня задержали. При этом кричали, какое-то кодовое слово хотели. Государственные журналисты, БТ, работали, они работали под кодовым словом.

— Но вы его не знали?

— Нет, конечно, я же не государственный. В итоге сегодня был суд, абсолютно по надуманным протоколам. Перед этим в РУВД составили надуманные протоколы, якобы я участвовал и сопротивлялся сотрудникам милиции. При этом оба протокола противоречат один другому, но это не помешало судье сегодня дать мне штраф. Ну, слава богу, что штраф. При этом у нас забирали технику, у журналистов, якобы как залог за выплату штрафа. При этом у «Онлайнера» забрали практически всю технику, у всех операторов. И у меня также забрали телефон, он находится в РУВД, я его пока не могу забрать.

— Что-то вам при этом говорили? Спрашивали, может, что-то?

— Пресс-служба ГУВД говорила: сейчас вас отпустят, сейчас вас отпустят. Потом приехал представитель, сослался, что это не он принимает решение, для него самого шоком стала новость, что журналистов будут оформлять как участников. И он все свалил на начальство РУВД «Октябрьское». Я попал в камеру, где перед этим находились студенты, которые написали начальнику минского ОМОНа на объявлении, что он каратель. В итоге им устроили такие условия, я тоже там находился, то есть отключили воду и не дали матрасы. Такие вот мелкие пакости от сотрудников милиции.

— Штраф, который вам выписали, большим считается?

— Получается 25 базовых — это порядка 250 долларов. Это по 20 тысяч российских рублей.

— Вообще, штраф солидный, конечно.

— По белорусским реалиям это считается небольшой, моему коллеге дали 30 базовых. Грубо говоря, одна базовая — это 10 долларов, дают в среднем по 50. Видно, что силовики действуют очень-очень-очень жестко. Сегодня они продолжили жесткие разгоны с применением спецсредств, оружия.

Минувшей ночью в разных районах Минска проходили локальные акции протеста. Их участники перекрывали движение, жгли покрышки. Журналисты рассказывали о столкновениях протестующих с полицией, в ходе которых силовики применили резиновые пули. Официального подтверждения этой информации нет, но в Сети публиковали видео со стрельбой.

Среди задержанных оказался брат биатлонистки Дарьи Домрачевой Никита. Он рассказал, что его избили силовики. «Они просто повалили меня с велосипеда и, ничего не объясняя, начали бить», — заявил он.

О том, как проходила воскресная акция, Business FM рассказал журналист из Минска Павел Свердлов.

Павел Свердлов журналист «Вчерашняя акция началась с задержания журналистов, довольно большое количество представителей прессы в разных городах забрали еще до того, как успели собраться люди, некоторые по 12 часов провели в отделениях милиции и ушли оттуда глубокой ночью с протоколами о невыполнении законных требований сотрудников органов внутренних дел. С такого давления на прессу все началось, а дальше получился силовой сценарий. Власти довольно давно так жестко [не разгоняли] акции в Беларуси, есть даже параллели с тем, что происходило в первые дни после выборов, когда был беспрецедентный за последние даже годы жесткий разгон митингов, задержания проходили по всей Беларуси и по всему Минску. Акция проходит так: колонна движется по городу, и в определенных местах на ее пути становятся заграждения силовиков, колонна рассеивается, силовики уезжают, люди собираются снова и продолжают идти. Плюс еще от хвоста колонны силовики отщипывают кусочки, задерживают людей. Потом люди с наступлением темноты вышли перекрывать дороги, там тоже происходили задержания со стрельбой, говорят, что люди находили и выкладывали в чатах резиновые пули, гильзы от резиновых пуль».

В понедельник, 12 октября, протестующие в Минске выстраиваются в цепи солидарности. В центре белорусской столицы начался очередной «Марш пенсионеров», аналогичные марши проходят в Гродно, Бресте, Витебске, Лиде и других городах, рассказала Business FM белорусская журналистка Юлия Матузова.

Юлия Матузова журналистка «После вчерашней акции протеста, которая сопровождалась жесткими задержаниями, в Минске снова начали собираться группы небольшие, цепи солидарности. Это началось еще со вчерашнего вечера, люди выходили в своих районах и собирались с бело-красными, белыми флагами, становились в цепи, им сигналили машины. И вот сегодня это продолжилось. Известно о таких акциях солидарности в университетах, в Академии наук, около некоторых предприятий, и сейчас также в Минске проходит «Марш пенсионеров». Он стартовал с площади Независимости, и пенсионеры идут по проспекту Независимости. О задержаниях пока что неизвестно. «Марш пенсионеров» проходит уже второй раз, первая такая акция прошла в прошлый понедельник. Там есть и лозунги, и плакаты, пенсионеры показывают, что они поддерживают своих детей, молодежь и тоже выступают за перемены».

За день до протестной акции белорусский президент Александр Лукашенко встретился с некоторыми лидерами оппозиции в СИЗО КГБ Белоруссии. Этот факт, по словам политологов, мог сыграть очень важную роль в происходящем в воскресенье на улицах Минска.

В ночь на понедельник соратника Виктора Бабарико Юрия Воскресенского и директора IT-компании PandaDoc Дмитрия Рабцевича, которые 10 октября в числе прочих были на встрече с Лукашенко, отпустили из СИЗО. Белорусские СМИ сообщают, что оппозиционерам изменили меру пресечения: Воскресенский отпущен под домашний арест, Рабцевич — под подписку о невыезде.

После освобождения Воскресенский рассказал, что займется подготовкой поправок к Конституции Белоруссии. Кроме того, ему поручили изложить подходы к освобождению ряда лиц, которые «оказались не столь общественно опасными для страны, как казалось на первом этапе». Сам Лукашенко заявил, что более 70 полномочий президента предлагается передать другим ветвям власти.

Переговоры Лукашенко с оппозиционерами комментирует политолог из Минска Виктор Мартинович:

Виктор Мартинович политолог «Очевидно, в процессе переговоров в СИЗО были выбраны люди, готовые играть в ту игру, которую пытаются навязать задержанным, в игру «конституционная реформа». Также очевидно, что согласились только двое. Поэтому их выпустили и сейчас их руками будут пытаться создавать иллюзию того, что протестующие тоже вовлечены в процесс доработки, оптимизации конституции. Надо сказать, что переговоры президента в СИЗО — это что-то совершенно сюрреалистическое, потому что это никакой не диалог, в диалоге участвуют равноправные участники, и когда людей после диалога возвращают обратно в камеры, когда их приводят в наручниках, это очень странный диалог. Никакого влияния на протесты выход Юрия Воскресенского не окажет, потому что никто не воспринимает его как лидера оппозиции. Более того, если даже выпустят Бабарико и он вдруг начнет говорить странные вещи, созвучные тому, что говорит Воскресенский, ничего не случится, протесты не прекратятся».

В Кремле приветствуют контакты Лукашенко с оппозицией и «любой подобный инклюзивный процесс», заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Чем можно объяснить смягчение позиции белорусских властей в отношении оппозиционеров? Ситуацию комментирует член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.

Богдан Безпалько член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ «На мой взгляд, Лукашенко пытается как-то выйти из сложной ситуации, в которой он оказался, поскольку он не получил столь масштабную поддержку от России, которую хотел. И я так понимаю, что результаты его встречи, точнее встречи представителей Белоруссии в Ереване, тоже не обнадеживают. Поэтому он идет на сделку, как он считает, с оппозицией. Но в реальности сделкой это очень сложно назвать, поскольку он идет в СИЗО к людям, которых он посадил по беспределу, прямо скажем, в тюрьму, которых он отстранил от политической борьбы и от участия в политическом процессе, и пытается с ними договориться о чем-то. В реальности, конечно, это никак не может посодействовать нормализации ситуации в Белоруссии, а лишь является попыткой Лукашенко купить лояльность части оппозиционеров в обмен на свободу, на смягчение приговора, на смягчение репрессий, преследований и так далее. И желание расколоть протест, потому что оценки, которые сейчас выносятся белорусами этой встрече, очень разные. От того, что им некуда деваться, тем, кто сидит в СИЗО, и пришлось идти навстречу, до, соответственно, осуждения их как предателей. Но в целом, безусловно, никакого равноценного переговорного процесса там нет. Помимо всего прочего, и те предложения, которые, как я понимаю, он им озвучил, они тоже не блещут ни особой оригинальностью, ни особой щедростью. Поэтому протестная активность будет продолжаться, но, может быть, она во что-нибудь трансформируется. Но попытка Лукашенко съездить в СИЗО — это попытка оседлать эту волну и успокоить ее путем имитации конституционной реформы».

Политолог, старший научный сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии Алексей Дзермант считает, что в белорусской оппозиции намечается раскол:

— Юрий Воскресенский уже давно давал интервью и говорил что-то вроде «я раскаялся, я готов все рассказать, я понимаю, к чему мы вели страну» и так далее. Я думаю, что Лукашенко, скорее всего, им это и предлагал рассказывать: ребята, вы осознайте, что ничего у вас не получилось, но у вас есть шанс либо долго сидеть в тюрьме, либо использовать свое влияние хотя бы хоть какое-то на протестующих, пытаться страну успокоить, ну и дальше мы в спокойном русле будем обсуждать конституционную реформу. Часть этих людей, тот же Воскресенский и Рабцевич, они, скорее всего, однозначно пошли на сотрудничество с властями, поэтому и были отпущены. Остальные, их значительная часть, я думаю, скорее всего, пойдут этим же путем. Это означает уже и раскол оппозиции, потому что радикальная часть, находящаяся за рубежом, на это не пойдет. Таким образом, мы видим признаки начала хоть какого-то политического диалога в стране.

— Связано ли это как-то с тем, что вчера была масштабная акция протеста во многих районах и везде было много задержаний?

— Наверное, да. Протестующие хотели показать, что они непримиримы, что они не согласятся с этими попытками диалог наладить, что их все равно много. По-моему, это не удалось. Была попытка в СМИ представить, что власть дала слабину, но власть вчера показала, что она жестко готова все пресекать и слабину не даст.​

Задержанных оппозиционеров, которые в СИЗО встречались с Лукашенко, после встречи отвезли в баню, сообщил Антон Гашинский, адвокат Виталия Шклярова, одного из участников встречи.

«После встречи, уже при прощании, когда Виталий жал руку президенту, он пожаловался, что давно не был в бане. Тогда Лукашенко сказал одному из своих охранников: «Дима, организуй». В какой точно бане они были, Виталий не знает, но всех отвезли в баню без конвоя», — уточнил Гашинский.

По словам адвоката, задержанным дали возможность спокойно помыться и пообщаться между собой. Гашинский также отметил, что, по словам Шклярова, на встрече с Лукашенко присутствовал и Сергей Тихановский.

Минский горсуд 12 октября оставил под стражей экс-главу Белгазпромбанка Виктора Бабарико. Ранее его адвокат подавал жалобу на продление ареста.

Евросоюз, решив сократить двустороннее сотрудничество с властями Белорусии, будет наращивать помощь гражданскому обществу. Об этом говорится в постановлении по итогам заседания глав МИД стран — членов ЕС. В документе отмечается, что ЕС предоставил «дополнительные финансовые ресурсы жертвам насилия, организациям гражданского общества и независимым СМИ».

План по экономической поддержке будет предложен Минску в случае перехода Белоруссии к демократии. При этом в ЕС подтвердили готовность ввести санкции против Лукашенко, если ситуация в стране не изменится.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию