Владельцы автомобилей с армянскими номерами жалуются на регулярные штрафы ГИБДД
Лента новостей
Таким образом, говорят они, их заставляют ставить машины на российский учет. Как выгода от иностранного номера превратилась в большую проблему?
«Около 300 тысяч россиян боятся потерять свои автомобили, лишиться средства передвижения для своих семей». Об этом говорится в петиции к президенту на сайте change.org, которую подписали почти 9 тысяч человек.
Речь об авто с армянскими номерами: этим летом инспекторы ГИБДД начали штрафовать их владельцев и забирать машины на штрафстоянки, если выяснится, что они не растаможены. Штраф в первый раз — 500 рублей и штрафстоянка, дальше — 5 тысяч или лишение прав до трех месяцев. В одном из ближайших к Армении субъектов России — Ставропольском крае, прошла акция протеста водителей, а в соседнем Краснодарском крае водители записали такое обращение:
До 2020 года схема была такая: водитель покупает автомобиль, привозит его в Армению, или даже покупает там. Оплачивает налоги по армянским ставкам, на порядок более низким, чем российские. Получает армянский номер и свободно пересекает границу России, не декларируя машину и даже не оформляя временный ввоз. Выгода серьезная — экономия при оформлении, транспортный налог платить не надо, есть даже возможность нарушать ПДД — камера считает иностранный номер, но квитанция не придет, потому что в базе ГИБДД сведений о нем нет. За полтора года одна Москва, например, собрала 2 млн таких нарушений.
Но с лета этого года началась волна штрафов: как говорят владельцы армянских номеров, инспекторы объясняют их тем, что договор о присоединении Армении к ЕАЭС называет такие автомобили «иностранным товаром», следовательно, постановка авто на российский учет обязательна. А повторная регистрация и получение российского ПТС потребуют доплаты разницы таможенных платежей, иногда эта разница может составлять цену самой машины. Поэтому никто и не будет проводить эту регистрацию — от машины предпочтут избавиться, говорит автоюрист Антон Трошанов.
Антон Трошанов автоюрист «То есть, грубо говоря, чтобы ввезти автомобиль стоимостью миллион, нужно заплатить миллион еще — здесь. Этот автомобиль, скорее всего, будет сдаваться на разборки, и очень много появится автомобилей, у которых будут перебитые номера. То есть так называемые автомобили под документы, которые будут всячески продаваться людям, которые не понимают, что покупают. И у нас появится такой теневой элемент, от которого будут граждане страдать».
В этом году армянскую лазейку окончательно захлопнули. Армения подняла таможенные пошлины к уровню прочих стран ЕАЭС, в России вступили в силу поправки, по которым все авто в России должны состоять на учете в ГИБДД, а если машину ввезли, дается год на ее оформление, иначе — на выход. В конце прошлого года тогда еще вице-премьер Максим Акимов говорил, что нарушителей с иностранными номерами все же будут штрафовать в России через камеры, правда, для этого еще нужно наладить совместную работу МВД, Минтранса, ФТС и ФСБ.
Проблема в том, что все эти меры — так называемое нормотворчество на ходу, у инспектора даже нет возможности узнать, когда человек приехал с Армении, и прошел ли тот самый год, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Понимаете, в чем дело, ГИБДД может спросить паспорт, но человек не обязан возить с собой заграничный паспорт. Во внутреннем российском паспорте не пишется, когда человек выехал и въехал. Соответственно, узнать, когда этот год прошел или не прошел, возможным не представляется. Базы не синхронизированы между Россией и Арменией, и, на самом деле, синхронизация баз была бы выходом из всей этой ситуации безболезненно. Соответственно, инспектор может проверить наличие страховки, зеленой карты, которая обычно покупается в стране выезда, однако она покупается, в том числе онлайн. Это не самая большая тоже проблема. И проверить достоверность у инспектора тоже далеко не всегда есть возможность».
О несогласованности российских ведомств говорит и ответ Федеральной таможенной службы, который в разное время рассылался нескольким СМИ. Пока ГИБДД штрафует водителей с армянскими номерами, ФТС подтверждает, что такие авто растаможке не подлежат. И временный ввоз на них не оформляется.