В Киргизии начали грабить прииски. С чем это связано?
Лента новостей
Из нескольких районов страны пришли сообщения, что неизвестные захватывают месторождения золота, меди и угля. Протесты в стране произошли на фоне падения доходов, оскудели и потоки денежных переводов мигрантов из России
У киргизов есть традиция: раз в несколько лет свергать власти, а параллельно мародерствовать. Но если раньше жители в дни революции шли за электроникой и бытовой техникой в магазины, то в этот раз они отправились на месторождения золота, угля и металлов. Такие сообщения пришли сразу из нескольких районов страны.
Причем действуют организованные группы: где-то 300, а где-то 500 человек. Берут в заложники сотрудников предприятий и грабят. Вывозят ли они грузовики с углем — неизвестно. А вот склады с золотом на одном из приисков опустели.
Впрочем, в отдельных случаях это не просто мародерство. Например, неизвестные попытались силой захватить офис компании «Кыргызалтын». Там золота нет. Но это госпредприятие, которое вместе с канадцами разрабатывает киргизское золоторудное месторождение Кумтор — крупнейшее в Центральной Азии. А еще одно месторождение, которое тоже атаковали, принадлежит российской компании «Русская платина» Мусы Бажаева.
Business FM связалась с бывшим главой администрации предыдущего президента страны Фаридом Ниязовым. Его во вторник как раз выпустили из тюрьмы. Ниязов говорит, что пока не успел войти в курс дела, но выдвинул версию.
Фарид Ниязов бывший глава администрации предыдущего президента Киргизии «Я не думаю, что кто-то специально организовывает, я не слышал ни одного такого сигнала. По тем случаям нападений на месторождения, препятствия работе инвесторов — это было связано с тем, что просто идет передел местной элиты. Тот процесс, который запустил Жээнбеков, очень много было коррупционных составляющих в бизнес-проектах, это сейчас сработало против него самого и против всей ситуации».
То, что грабят и захватывают именно золоторудные месторождения, логично. Золото для Киргизии — как для нас нефть и газ. Больше 40% экспорта республики составляет именно золото, оно приносит основную прибыль в казну.
Правда, в стране есть, можно сказать так, и второй бюджет. Это денежные переводы мигрантов, которые трудятся в России. Их у нас около 600 тысяч. Ежегодно из нашей страны в виде переводов в Киргизию приходит в среднем 2,5 млрд долларов. Притом что бюджет страны с населением в 6 млн человек — 1,7 млрд в американской валюте. То есть в полтора раза меньше суммы, чем то, что киргизы, работающие в России, перечисляют родным. Но в этом году пришел коронавирус, мигранты, работавшие у нас в сфере услуг, остались без зарплаты. А из-за закрытых границ не смогли приехать новые кадры. И денежные потоки из России в Киргизию снизились.
Безработные киргизы ныне возвращаются на родину — без денег и без перспектив устроиться. Комментирует эксперт Института общественной политики Кыргызстана Марс Сариев.
Марс Сариев эксперт Института общественной политики Кыргызстана «В республику прибыло больше 30 тысяч мигрантов из России, причем оставшихся без работы, которые приехали уже без денег. А здесь работы нет. И эта гремучая смесь, конечно, сыграла свою роль, потому что переводы из России — около 2 млрд долларов — равны годовому бюджету республики. Фактически второй бюджет был, пополнялся. И вот, пожалуйста, результат».
Сейчас Нацбанк страны вообще рекомендовал банкам остановить работу. Они изъяли наличные из банкоматов и отключили их. То есть получить перевод пока невозможно. Примерно каждый четвертый сом в кошельке киргиза родом из России. Не говоря уже о том, что наша страна — главный партнер республики, входящей в ЕАЭС.
А еще один ключевой партнер Бишкека — Китай. И, кстати, в том числе через Киргизию в Россию идут китайские товары. И республику не раз обвиняли в том, что через нее в страны Евразийского союза идет контрабанда из КНР. Что тоже пополняло кошельки отдельно взятых киргизов. Но в этом году, повторимся, границы, в том числе с Китаем, закрыты. И это тоже привело к падению доходов Киргизии.
Местные жители после развала СССР никогда не жили хорошо. Но нынешнее экономическое положение страны гораздо хуже, чем во время предыдущих революций. Так что неудивительно, что киргизы на этот раз вместо магазинов пошли грабить прииски. Телевизоры и пылесосы у них могли сохраниться со времен прежних бунтов. А вот цены на золото ныне очень высоки.