Одна страна — две экосистемы? «Яндекс» покупает 100% группы TCS
Лента новостей
И становится полноценным глобальным конкурентом Сбербанка. Что стоит за одной из самых громких новостей российского бизнеса за последние годы?
Обновлено 23 сентября в 12:39
Итак, «Яндекс» купит 100% группы TCS, владеющей банком «Тинькофф», заплатив за это 5,5 млрд долларов, или примерно 411 млрд рублей. Не факт, что будет полностью покупать за «живые» деньги. Возможно, часть «Яндекс» оплатит своими акциями.
Кстати, вспоминается, как недавно интернет-гигант разместил на рынке облигации и привлек 1 млрд долларов. Тогда было непонятно, зачем корпорации это понадобилось, проблем с деньгами у нее не было. Но, возможно, «Яндекс» занимал именно для покупки «Тинькофф», которая явно обсуждалась не один месяц.
Интернет-гигант покупает банк с премией в 8%. На рынке говорят, что она при приобретении 100% такой крупной компании могла быть и больше. В любом случае рынок отнесся к будущей сделке положительно. Взлетели акции и «Яндекса», и «Тинькофф». 23 сентября стоимость акций «Яндекса» достигла отметки в 5280 рублей за штуку. Это новый исторический рекорд для компании. К 12:38 акции «Яндекса» взметнулись более чем на 20%. Мосбиржа перевела их торги в особый режим дискретного аукциона.
Можно еще вспомнить, как СМИ пару лет назад «сватали» покупку «Яндекса» Сбербанком. Но в итоге «Сбер» купил «Рамблер» и создал СП с Mail.ru, куда входит и доставка, и такси «Ситимобил». А «Яндекс» сам купил банк. И теперь у нас будет одна страна и две экосистемы — «Яндекса» и Сбербанка. Ситуацию комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Современный банковский мир очень сильно меняется. Обратите внимание, Сбербанк изменил свой логотип. Почему? Не просто так. Потому что он теперь не Сбербанк у нас, а огромная экосистема, которая включает все на свете, включая и финансовые сервисы, и все что хотите. То же самое и в других областях. Что такое «Яндекс»? Кроме того, что это гигантский поисковик, это еще и гигантская интернет-воронка, в которой можно получить практически любой сервис. Теперь с помощью «Яндекса» можно будет получить финансовый сервис. Поэтому я думаю, что как игрок на рынке он сразу станет очень мощным, очень сильным».
Все к этому шло. «Яндекс» недавно «развелся» со Сбербанком. Интернет-компании от совместного бизнеса достался «Маркет», Сбербанку — «Яндекс.Деньги». Таким образом, «Яндекс» избавился от обязательств перед госбанком и получил возможность самостоятельно развивать финансовые услуги. Кстати, в компании уже говорили, что теперь у них развязаны руки и они, возможно, купят новые активы, что и происходит сейчас.
После покупки «Тинькофф» глобальные конкуренты — «Яндекс» и Сбербанк — будут соревноваться друг с другом во всех сегментах. У обоих поисковые системы, финансовые услуги, такси, службы доставки, онлайн-кинотеатры, карты и множество других конкурирующих сервисов. О сделке рассуждает генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.
Станислав Машагин генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» «Действительно, событие хорошее. Обе компании — про клиента, про полезную работу для потребителя. Мне кажется, что энергия будет сумасшедшая, дело не только в прекрасном цвете желто-черно-красном, но еще и в том подходе, который есть. Мне кажется, что они могут логично дополнить друг друга. Это и премия к рынку, не такая большая, надо сказать, что рынок высокий. Это неплохая сделка для акционеров, и конечно, это большое приобретение для «Яндекса». Я уверен, что это долгосрочно очень будет полезно для компании. Тем более с таким банком, который про клиентов, и для «Яндекса» по философии это намного больше подходит».
Кто победит в глобальной конкуренции между «Яндексом» и «Сбером»? В части банковского бизнеса Сбербанк, конечно, превосходит «Тинькофф», хотя последний занимает в финансовой системе страны 16-е место. Кроме того, это один из самых технологичных российских банков, если не самый. Неудивительно, что выбор «Яндекса» пал на «Тинькофф», на цифровой банк, который, по сути, тоже является интернет-компанией без офисов и развернутой сети банкоматов, которых еще не так давно у «Тинькофф» и вовсе не было. Так что интеграция пройдет проще.
Ну и «Тинькофф» сам по себе подвижный банк, который, в отличие от «Сбера», не обременен социальными обязательствами, не должен отдавать государству половину своих дивидендов, да и в принципе не контролируется государством. Но и «Сбер» активно меняется, следуя главному тренду: банки превращаются в интернет-компании, в которых финансовые услуги становятся инструментом, чтобы обеспечить потребителю качественные сервисы.
Почему сделка пройдет именно сейчас? Возможно, это, в частности, связано с тем, что у основателя, идеолога и драйвера «Тинькофф» Олега Тинькова тяжелая болезнь. «Яндекс», можно сказать, подхватит знамя. Ну и еще одна психологическая деталь: 24 сентября пройдет конференция «Сбера», на которой он, как сказано в анонсе, объявит о самой масштабной трансформации в своей истории и представит сенсацию. А «Яндекс» за два дня до этого события сообщил, пожалуй, одну из самых громких новостей российского бизнеса за последние годы: он покупает «Тинькофф». Можно предположить, что момент был выбран не случайно.
Основатель TCS Group Олег Тиньков заявил Reuters, что намерен остаться в компании после возможной сделки с «Яндексом». Позднее в своем Instagram он прокомментировал планы: по его словам, сделку вернее называть не продажей банка, а слиянием компаний. «Теперь про «продал» банк. Я еще ничего не продал, сделка обсуждается. И это не продажа, а скорее слияние, я безмерно уважаю «Яндекс». Мы две лучшие IT-компании страны, и там может быть куча синергий! Я точно остаюсь в «Тинькофф», буду им заниматься, для клиентов ничего не поменяется, а станет даже еще лучше», — написал он. Бизнесмен добавил, что сейчас для него «главный проект — выжить».