Сервис Booking.com получил повторное предупреждение от ФАС
Лента новостей
Антимонопольная служба снова обязала сервис перестать требовать гарантии лучшей цены от отелей. Booking.com должен выполнить условия ФАС до 18 октября
Федеральная антимонопольная служба России вынесла второе предупреждение сервису Booking.com. Как выяснило ведомство, Booking.com обеспечивал себе доминирующее положение среди других агрегаторов. Сервис навязывал гостиницам, отелям и хостелам условия о необходимости соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж гостиничных услуг. Например, если отель заключал договор с Booking.com о публикации данных на определенных условиях, то он не мог разместить более выгодные предложения на своем сайте или стойках информации.
В конце прошлого года ФАС возбудила дело в отношении Booking.com по жалобе «Опоры России». Как давно действуют ограничения для отелей со стороны Booking.com и как они сказываются на бизнесе? Комментирует Игорь Лаврик, председатель комиссии «Опоры России» по гостиничному бизнесу, генеральный директор компании «Стабильная линия», которая владеет сетью мини-отелей.
Игорь Лаврик председатель комиссии «Опоры России» по гостиничному бизнесу, генеральный директор компании «Стабильная линия» «Компания Booking.com, зарегистрированная здесь и уполномоченная по всем резидентским законодательным актам, к своей комиссии, которая составляет 16-25%, прибавила еще налог добавочной стоимости. Booking.com по юридическим вопросам опирается на законодательство Королевства Нидерланды. По крайней мере, в России было поставлено такое условие — паритет цен. Если вы даете цену на Booking.com для продажи, то вы не имеете права давать ее меньше на других интеграторах. Для меня это значит, что я не могу своевременно и быстро реагировать на изменения каких-то условий, на событийность, на сезонность дня. То есть в субботу и в воскресенье, утро, день, вечер, я не могу цену менять так, как мне необходимо для того, чтобы продать свой номер, до тех пор пока я не изменю эту цену на Booking.com, не дам ее для всеобщего обозрения на этом сайте. Отельный бизнес, в отличие от других, он до такой степени живой, мы зависим от всего: сейчас погоды нет, событий в Москве нет, и гости не едут. Как только будет что-то происходить или выйдет солнышко, появится больше гостей. Но я не могу своевременно и быстро что-то менять».
Весной 2018 года туроператоры предлагали российскому Минкульту запретить в России деятельность Booking.com, так как они не могут конкурировать с сервисом, на долю которого приходится более 70% рынка онлайн-бронирования отелей. Власти тогда заявили, что не будут блокировать сервис.
Политика Booking.com в целом критична для индустрии в России, считает основатель сети мини-отелей и апартаментов «Сокрома» в Петербурге Дарья Ковалевская. В ее сети 35 отелей. Некоторые продвигают в первую очередь через Booking.com, другие — через соцсети и рекламу, рассказала собеседница Business FM.
Дарья Ковалевская основатель сети мини-отелей и апартаментов «Сокрома» «Выгоднее, конечно же, через соцсети, через метапоисковики, через продвижение своего сайта. Но надо понимать, что, например, если мы вкладываем деньги в продвижение сайта, то запросы очень дорогие, и мы опять же с Booking.com начинаем конкурировать, что просто невозможно для такой большой сети. Поэтому мы не можем отказаться от Booking.com , иначе мы все будем стоять. С учетом того, что мы ко всему прочему являемся налоговыми агентами Booking.com, потому что это зарубежная компания, в среднем комиссия получается с учетом налогов где-то около 20%. Плюс Booking.com для своих постоянных гостей делает дополнительно за наш счет скидку 10% вне зависимости от того, готовы ли мы эту скидку давать или нет. Привилегированным клиентом у них является тот, кто три раза забронировал через Booking.com, не важно где, по всему миру. Для гостя это приятно, но отельеры получают меньше денег. И если мы не придерживаемся этих цен, Booking.com опускает нас в рейтингах просмотров. На рейтинг этой выдачи не влияют ни отзывы, ни наши показатели, ни то, как мы обслуживаем».
Предупреждение от ФАС Booking.com должен исполнить до 18 октября. Получить комментарии от самой компании на момент публикации материала не удалось.
В чем смысл второго предупреждения ФАС, если дело уже заведено? Объясняет управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик.
Ярослав Кулик управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics «Предупреждение — документ, который выдается до возбуждения дела с целью понуждения нарушителя к добровольному исправлению своего поведения и устранения причин и последствий нарушения антимонопольного законодательства. Оно не влечет никаких санкций, если оно не было исполнено. Единственным его последствием является возбуждение дела. Бывают случаи, когда в ходе рассмотрения уже возбужденного дела выявляются признаки иного нарушения, которое изначально не было выявлено. В таких случаях комиссия антимонопольного органа обязана выдать такое предупреждение, дать ответчику время на его устранение. В рамках этого дела выдача предупреждения спустя столь длительное время в целом со схожими характеристиками о навязывании невыгодных условий может свидетельствовать о нахождении ответчика в тесном диалоге с регулятором, итогом которого может стать прекращение рассмотрения дела, если будут в ходе процесса изменены квалификация или содержание вменяемых признаков нарушения. В теории Booking.com может отделаться легким испугом».
В случае установления факта нарушения конкуренции сервису Booking.com грозит штраф в размере 1-15% от оборота.