«Парадоксальная ситуация». Мораторий на банкротство как способ не платить по долгам
Лента новостей
«Компания-должник имеет достаточные финансовые ресурсы, чтобы осуществить исполнение вступившего в силу судебного решения, но при этом формально она подпадает под требования моратория», — рассказывает о своей ситуации предприниматель, который не может получить долг с контрагента
Столичному предпринимателю контрагент задолжал большую сумму, но из-за запрета на банкротство бизнесмен не может получить свое. Власти ввели этот закон весной, чтобы сохранить бизнес. Но у моратория оказалась и другая, неприятная и даже губительная для компаний сторона.
Московский предприниматель Антоний раньше занимался трейдингом нефтепродуктов. Однажды его контрагент из Ямало-Ненецкого округа задолжал ему 1,5 млн рублей и не вернул. Бизнесмен пошел в суд, выиграл дело, получил исполнительный лист и обратился в банк должника.
Это было в марте. Тогда контрагенту расплатиться было нечем, ему тоже задолжали и не вернули. Обычная ситуация для этой весны. А недавно должник известил предпринимателя, что у него появились деньги. Антоний пошел в банк, чтобы тот перевел долг на его счет, но банк отказал.
Сейчас действует мораторий на банкротство. Закон, который власти приняли в апреле, заодно приостановил и исполнительное производство. А контрагент как раз попал в список пострадавших отраслей, которые банкротить нельзя. И получилось, что деньги вроде есть, но их пока не вернуть, говорит Антоний.
«Складывается парадоксальная ситуация, что компания-должник имеет достаточные финансовые ресурсы, чтобы осуществить исполнение вступившего в силу судебного решения, но при этом формально она подпадает под требования моратория, и, соответственно, я как кредитор не имею возможности взыскать в установленном законом порядке причитающиеся мне денежные средства. А кроме того, денежные средства лежат на счету у должника абсолютно свободные, и он имеет полную возможность вывести их, куда посчитает нужным».
Мораторий на банкротство, как и другие меры, принимали в срочном, пожарном порядке. И, с одной стороны, действовали в интересах предпринимателей, чтобы компании не банкротили, чтобы была возможность сохранить бизнес.
Но иски о банкротстве могут подать любые кредиторы, в том числе точно такие же пострадавшие. Поэтому, с другой стороны, получилось так, что государство предложило компаниям самим разбираться друг с другом, отойдя в сторону, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Если государство какую-то льготу вводит, то должен быть источник этой льготы. Не может быть такого, что льготу предоставляет один предприниматель другому просто только потому, что так решили законодатели в пожарной ситуации. Иначе получается неразбериха. И каким образом между собой будут разбираться? Как бы не получилось, что предприниматели скатятся в режим 1990-х годов, когда правовые механизмы не работали, а люди приходили друг к другу с претензиями в неформальном порядке».
Мораторий на банкротство действует до начала октября, хотя звучат просьбы его продлить. И в этом тоже есть рациональное зерно. Компании сейчас начинают платить по отложенным на время пандемии долгам — кредиты банкам, налоги. И если не продлить мораторий, то обескровленный бизнес может не выдержать.
Но пока не выдерживают другие, причем зачастую мелкие предприятия. История Антония далеко не единственная. Например, «Интерфакс» недавно рассказывал, как «Почта России» не заплатила рязанскому микропредприятию десятки миллионов рублей. Потому что «Почта» системообразующая, значит, по закону может не платить по долгам. И теперь микропредприятие, в отличие от «Почты», на грани банкротства.
Ну а что касается Антония, то он из-за того, что контрагенты перестали платить, а банки требовали деньги, свой бизнес закрыл. И теперь трудится наемным работником и ждет, когда ему вернут долги. Если, конечно, должники к началу октября не спрячут свои средства, которые банк пока не имеет права даже заблокировать.