16+
Понедельник, 6 января 2025
  • BRENT $ 76.35 / ₽ 7763
  • RTS876.32
17 сентября 2020, 02:24 Политика

Какие последствия могут быть у публикации о «санкционном списке Навального»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Издание Frankfurter Allgemeine Zeitung предположило, что под ограничительные меры могут попасть Роман Абрамович, Алишер Усманов и Игорь Шувалов. Каждый из них, как поясняет издание, становились фигурантами расследования Навального

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Обновлено в 11:58

Немецкая пресса назвала фамилии россиян, против которых, по мнению журналистов, могут быть введены санкции из-за ситуации с Алексеем Навальным. Frankfurter Allgemeine Zeitung предположила, что это могут быть Роман Абрамович, Алишер Усманов и Игорь Шувалов. Такие предположения высказала сотрудница издания Катарина Вагнер после просмотра ролика двухлетней давности. В нем Навальный называет эти фамилии. Само видео было посвящено отравлению Скрипалей. «Британцы должны наказать российских олигархов», — утверждал оппозиционер. Это видео журналистка вспомнила после того, как высокопоставленные чиновники ЕС призвали создать «список Навального» по аналогии со «списком Магнитского».

Одновременно были опубликованы результаты очередного опроса американской социологической службы Pew Research Center о популярности ведущих мировых лидеров среди жителей 13 стран, которые являются основными союзниками США. На первом месте с большим отрывом Ангела Меркель, а популярность у населения «совокупного Запада» Владимира Путина опережает Дональда Трампа и даже лидера КНР Си Цзиньпина.

Современная международная политика в условиях тотальной информации и информационных манипуляций во многом стала борьбой имиджей. Стран, отдельных лидеров, тех или иных действий. В этом смысле информационные и дипломатические баталии вокруг инцидента с Алексеем Навальным — это борьба именно вокруг имиджа нашей страны. В отношении которой на Западе уже сложились определенные стереотипы.

Таковые вполне отразились, в частности, в публикации немецкого весьма влиятельного издания Frankfurter Allgemeine Zeitung, где перечисление возможных фигурантов новых антироссийских санкций скорее строится на догадках и опросах читателей на форумах, нежели на достоверной информации о действительно ведущихся обсуждениях на эту тему. Впрочем, механизм и, главное, экспертный уровень принятия политических решений нынче таков, в том числе в Евросоюзе, что разработчики этих решений могут черпать свое бюрократическое вдохновение в том числе из прессы, даже если сама пресса всего лишь излагает незатейливые стереотипы.

Так складывается и политический, довольно простецкий стереотип действий, согласно которому во всяких случаях, касающихся «неподобающего», с точки зрения Запада, поведения Москвы надо накладывать санкции на Абрамовича. Если бы речь шла о появлении в таком контексте фамилий известных западных предпринимателей, то немецкому изданию тотчас прилетел бы иск на многие миллионы за репутационный ущерб. Но по отношению к россиянам такое «прокатывает».

Примечательно также, что общественная немецкая мысль насчет санкций бьется вокруг персоналий, но не секторов экономики или того же проекта «Северный поток — 2». Похоже, что немецкие власти на фоне недавнего признания руководством Евросоюза юридической невозможности им уже заблокировать данный проект именно на уровне союза, тянут время с решением по газопроводу, ожидая то ли выздоровления Навального, что снизит градус политического накала, то ли какой-то реакции Москвы, которая поможет выйти из неприятной ситуации. Но еще вернее предположить, что Берлин сейчас интенсивно торгуется на сей счет закулисно с Вашингтоном, который давно хочет торпедировать проект вне всякой связи с Навальным.

И тут надо сказать, что возможности фрау Меркель по части торговли с Америкой весьма велики. Опять же, во многом потому, что ее имидж круче, чем у Трампа. Согласно опросу, проведенному среди населения 13 стран — союзников США, включая Австралию, Канаду, Францию, Великобританию и Японию, медианный показатель доверия для Меркель по всем этим странам составляет 76%, тогда как для Трампа лишь 16%. Что ниже, чем доля тех, кто считает, что Путин и Си Цзиньпин «все делают правильно». Последнее, учитывая, что о китайском и российском лидерах пишут на Западе, очень даже неплохо. Что касается самой Германии, то условный «уровень доверия» к Трампу составляет лишь 10% по сравнению с 86%, который был у Обамы.

На этом фоне было бы странно, если бы Меркель пошла на существенные уступки в том же вопросе о газопроводе «Северный поток — 2» под давлением именно американского президента. Другое дело, что информационный и, соответственно, имиджевый фон вокруг инцидента с Навальным может все же подтолкнуть к таким действиям. Однако можно предположить, что чем чаще оппозиционер будет делать селфи из немецкой больницы Charite и чем чаще он будет на них улыбаться и показывать, что он идет на поправку, тем больше шансов у российско-немецкого газового проекта устоять, по крайней мере под давлением европейских критиков.

Хотя на Конгресс США это может и не произвести впечатления. Потому что там свои представления о том, как надо и можно использовать тот или иной имидж. Особенно в условиях избирательной кампании, когда доминируют свои, сугубо американские представления о прекрасном.

Позднее Business FM получила комментарий Millhouse: «В тексте заметки Frankfurter Allgemeine Zeitung не говорится о введении санкций непосредственно против Романа Абрамовича, Алишера Усманова и Игоря Шувалова. СМИ лишь напомнило, кого предлагал включить в санкционный список сам Алексей Навальный пару лет назад».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию