Будет ли успешной приватизация «Совкомфлота»?
Лента новостей
Приватизация части акций судоходной группы пройдет в виде размещения на Московской бирже, компания намерена выручить не меньше 500 млн долларов. Власти обсуждали и готовили приватизацию судоходной группы больше десяти лет
О приватизации «Совкомфлота» начали говорить еще в далеком 2007 году. Это было время моды на IPO, когда российские компании одна за другой становились публичными. Но тут наступил мировой финансовый кризис, и выход корпорации на рынок отложили. Лет десять назад приватизацию снова начали активно обсуждать. Но так и не смогли решить, кому достанутся деньги от продажи — государству, у которого до сих пор 100%, или самой компании. А потом наступил уже российский экономический кризис, и продажу снова отложили.
Еще никак не могли прийти к единому мнению о размере пакета. Собирались продавать то 25%, то 75%. И вот многострадальное IPO «Совкомфлота» все-таки состоится. Как сообщила компания, она намерена разместить акции на Московской бирже не менее чем на 500 млн долларов. Исходя из экспертной оценки, продать могут до 10%.
И это редчайший случай, когда после приватизации акции уходят не стратегическому инвестору, которого обычно кулуарно определяют заранее, а всем желающим. Комментирует генеральный директор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.
Станислав Машагин генеральный директор инвесткомпании «Инфраструктура России»«Хорошая сделка, потому что денег можно будет выручить больше, предложив это рынку. Рынок сейчас очень хороший, и, безусловно, хорошую выручку можно получить от такой продажи, сделать ее открытой, красивой, прозрачной. Но это, кстати, не исключает того, что крупный пакет будет консолидирован стратегическим инвестором, разве только что ему придется заплатить несколько больше. Но в любом случае это позитивный сигнал для рынка и для самой компании».
Деньги от продажи пойдут самой компании на погашение долгов и новые индустриальные проекты. Вероятно, они связаны с Северным морским путем. В прошлом году «Совкомфлот» создал совместное предприятие с «Новатэком». СП будет управлять газовозами, которые повезут сжиженное топливо с проекта «Арктик СПГ-2». В этом свете размещение акций «Совкомфлота» может заинтересовать многих. И дело не только в перевозках топлива.
Сейчас, когда между США и КНР идет экономическая война, альтернативный коридор для доставки китайских товаров в Европу по Севморпути может стать востребованным, замечает директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Максим Худалов.
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА «Появление альтернативного маршрута, который бы позволял безопасно и быстро проводить грузы между Китаем и Европой, — это достаточно хороший шанс, опять же, для России стать большим транспортным коридором, а для компаний, которые в основном обслуживают этот маршрут, существенно увеличить свои доходы. Поэтому мне кажется, что предложенная оценка справедлива, и перспективы роста котировок, в общем-то, просматриваются».
Приватизацию, вероятно, откладывали еще и потому, что до последнего времени судоходная группа была убыточной. В 2018 году убыток составил больше 45 млн долларов. Но уже в прошлом году компания получила прибыль в 225 млн в американской валюте. И значительный вклад в это внесла как раз перевозка сжиженного природного газа.
Кроме того, «Совкомфлот» пообещал инвесторам щедрые дивиденды в половину от своей прибыли. И по итогам этого года планирует заплатить акционерам все те же 225 млн долларов. Из чего можно сделать вывод, что цель компании — увеличить свою прибыль в два раза. Так что вполне резонно предположить, что IPO «Совкомфлота», которое «запрягали» 13 лет, «поедет» хорошо.