РБК: Кузнецова не поддержала поправки в Семейный кодекс, в том числе об однополых браках
Лента новостей
Пакет законопроектов, подготовленный под руководством сенатора Елены Мизулиной, был внесен в Госдуму 14 июля. Повлияет ли оценка детского омбудсмена на принятие поправок, учитывая и другую критику?
Одно из самых спорных положений новых поправок, которыми недовольна детский омбудсмен Анна Кузнецова, — изъятие детей из семьи только по решению суда и при доказанной вине родителей.
Критики говорят, что суды иногда длятся месяцами, а ребенок все это время будет находиться в угрожающей ситуации. Сотрудникам органов опеки запретят входить в дом для проверки бытовых условий без согласия жильцов. Далее — лишение родительских прав лишь в случае вынесенного приговора о насильственном преступлении в отношении ребенка или другого родителя. То есть эту меру применить, например, против злостного неплательщика алиментов будет нельзя. В кодекс также предлагается внести запрет на однополые браки и браки, где участвуют люди, сменившие пол. Им также запрещено усыновлять детей.
До Елены Мизулиной Business FM дозвониться не удалось. Мы спросили у одного из авторов поправок, сенатора Елены Афанасьевой, может ли мнение уполномоченного по правам ребенка повлиять на принятие законопроектов.
— Наверное, кто-то при голосовании будет учитывать ее мнение. Мне непонятно, чем конкретно недовольна госпожа Кузнецова, потому что все поправки, которые были сделаны в Семейный кодекс, защищают права родителя. Они защищают права ребенка на воспитание в родной семье. Если кого-то что-то не устраивает, он может поработать с законопроектом во втором чтении. Это пакет законов из трех законопроектов. Один из них — это поправки в Семейный кодекс, там более 160 поправок. Они не родились просто так, больше пяти лет работала эта рабочая группа. Мы только парламентских слушаний провели несколько десятков. Те, кто хотел принимать активное участие, в том числе госпожа Кузнецова, смогли это сделать. Очень легко из-за того, что ты защищаешь права каких-то меньшинств, не с сарказмом это говорю, говорить о том, что весь закон плохой.
— То есть вы, как один из авторов, готовы поступиться какими-то положениями, да?
— Если это в пределах разумного и не меняет концепции нашего законопроекта, то конечно.
Впрочем, критики сомневаются в разумности самих поправок. К примеру, запрет однополых браков не имеет смысла, так как в Семейном кодексе и так сказано, что брак заключается между мужчиной и женщиной. Есть и странные положения, например, о необходимости восстанавливать свидетельства о рождении, которые были заменены до 2022 года. То есть если вы поменяли имя, то вам вернут старое. Комментирует юрист организации «Юристы за равные права» Максим Оленичев.
Максим Оленичев юрист организации «Юристы за равные права» «Одним из пунктов, который подразумевает возможность ограничения в правах, является совершение родителем антиобщественных действий. Этого понятия ни в одном законе не содержится. Мизулина отстаивает концепцию традиционных семейных ценностей, где биологические родители и кровные родственники — самое главное в жизни всех людей. Однако мы знаем, что очень серьезная проблема социального сиротства существует. Когда дети фактически при живых родителях предоставлены сами себе, подвергаются жестокому обращению и за ними никто не следит».
По словам Максима Оленичева, законопроекты обладают многими юридическими недоработками. Причем иногда доходит до абсурда. Например, требование от родителей, которых объявили умершими, согласия на усыновление их детей.