Почему все больше россиян готовы «голосовать» ногами и деньгами. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
Как отмечает колумнист, прежде всего россияне думают о смене места жительства из-за экономических причин: они хотели бы более высоких пенсий, зарплат и уровня жизни в целом
Доля россиян, желающих покинуть страну, по данным опроса ВЦИОМ, достигла 16%, уровня 1991 года, когда распадался Советский Союз. При этом, как выяснил Superjob, почти 40% граждан согласны получать неофициальную зарплату, что равносильно внутренней экономической эмиграции. Бедность при отсутствии уверенности в ее преодолении остается одной из главных и самых острых проблем страны.
Понятно, что обещать не значит жениться: хотеть уехать из страны не значит уехать. Тем не менее за все время наблюдений доля желающих покинуть Россию никогда не была такой высокой, как в 2019 и 2020 годах. Такой же она была в 1991-м, в момент, когда страна переживала пик политических и экономических потрясений: на месте Советского Союза возникали независимые государства, в том числе сегодняшняя Россия.
Особенно высока доля желающих эмигрировать из России среди людей в наиболее молодых и активных возрастных категориях. Впрочем, так обычно бывает везде: это традиционно самая мобильная часть населения. Среди 18-24-летних этот показатель достиг 38%, среди тех, кому 25-34 года — 31%.
Главная — с большим отрывом — причина, по которой россияне желают сменить страну проживания, экономическая: более высокий уровень жизни, зарплат, пенсий, пособий и стипендий. Еще 16% назвали основанием для эмиграции тоже социально-экономическую причину — более высокую степень социальной защищенности за рубежом. Для 11% главный мотив уехать — более качественная медицина за границей. 22% не устраивает политика российских властей.
Еще один показатель вотума экономического недоверия россиян своему государству — их отношение к теневым доходам. По данным исследования Superjob, 39% совершеннолетних россиян согласны получать неофициальную зарплату. В разгар самоизоляции в апреле их доля достигала 46%. Число самозанятых, то есть по факту работающих за пределами видимого государству рынка труда, у нас не могут посчитать до сих пор. Но, по самым скромным оценкам, их 12-15 млн, или примерно 18% трудоспособного населения (по данным Минэкономразвития, трудоспособное население в стране в 2020 году составляет 82,4 млн человек).
Люди, получающие неофициальную зарплату, не платят налоги, но не могут рассчитывать на пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Однако все больше россиян предпочитают зарабатывать в черную, потому что либо не видят иных возможностей, либо не верят, что можно прожить на государственные пенсии и пособия.
По сути, рост доли желающих уехать из страны, прежде всего по экономическим причинам, и получать нелегальные зарплаты — две стороны одной медали. Два разных способа выразить недоверие государству, неспособному, по мнению этих людей, решить свою главную задачу: обеспечить гражданам достойный уровень жизни, достойную работу и достойную пенсию по завершении трудовой карьеры.
Доля желающих уехать из России навсегда и работать в теневом секторе говорит о реальном положении в стране куда честнее и нагляднее, чем экономические выкладки Росстата или текущие рейтинги политиков.
Государство у нас на словах признает борьбу с бедностью одной из главных задач. Но это признание пока не приводит к значимым результатам. В последние годы в России бедных становится больше, а надежд у людей выбраться из нищеты, найти хорошую работу, получить качественное образование и квалифицированную медицинскую помощь — меньше.
Поэтому все больше россиян публично озвучивают две главные стратегии устройства личной жизни без своего государства: уехать или уйти в экономическую «тень», где оно тебя не найдет.