«Таврида»: во сколько трасса обошлась государству и что говорят те, кто уже по ней проехал?
Лента новостей
«Таврида» открылась в Крыму 27 августа. В церемонии принял участие Владимир Путин, который прокатился по новой дороге на автомобиле Aurus
О строительстве трассы «Таврида» крымские власти сообщили еще 4,5 года назад — и тогда оценили ее стоимость в 85 млрд рублей. Спустя пару месяцев, видимо, пересчитав, назвали сумму в полтора раза большую — 128 млрд. Но в итоге дорога обошлась под 150 млрд рублей.
Строить начали в 2017 году, разбив строительство на восемь участков, запуская их по мере готовности. И в целом история напоминает Крымский мост. Сдали раньше, чем планировали. И трасса, связавшая Керчь и Севастополь, действительно получилась хорошей, рассказывает крымский блогер Александр Горный, который месяц назад прокатился по «Тавриде».
Александр Горный крымский блогер «Великолепная трасса. Очень удобная, очень комфортная. Она решает очень серьезные логистические задачи не только для туристической отрасли Крыма, но и для всего Крыма. От Керчи до Севастополя, если соблюдать скоростной режим, можно добраться за несколько часов, а это 250 километров. С учетом этого сезона «Таврида» была спасением. Она приняла на себя основной удар, ведь же очень многие люди поехали в Крым на автомобилях. Около 60% туристов в этом году были на автомобилях».
Подрядчика выбирали без конкурса. Республика для этого изменила свое законодательство. В этом есть логика, потому что иначе пришлось бы выбирать компанию, которая предложит самую низкую цену. И риском столкнуться с тем, что сделает некачественно. А с Крымом, видимо, позволить себе не могут. Да и решение, как можно предположить, принималось не в Симферополе, а в Москве.
Генподрядчиком стала компания «ВАД». Она и до этого получала крупные госконтракты на строительство дорог. О компании известно не так много: работает с середины 1990-х, родом из Петербурга. Правда, три года назад переехала в Вологду. Как писал «Деловой Петербург», из-за того, что в какой-то момент возникли сложности с властями города и компания перестала получать госзаказы. В системе «Спарк» среди владельцев указаны только два миноритария, это бизнесмены Виктор Перевалов и Валерий Абрамов. «ВАД» не такая знаменитая, как некоторые наши строительные гиганты, но в своей отрасли хорошо себя зарекомендовавшая.
Строительство еще не закончено, осталось совсем немого. Но есть вопрос — а что дальше? Продолжает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Люди по большому и качественному хайвею доезжают до Симферополя. К глубокому сожалению, все, что дальше, это Симферополь и другие дороги, вдоль побережья, я уже молчу про местные дороги, — это, конечно, не очень качественно. Туда потребуется инвестировать еще миллиарды и миллиарды рублей. Потому что это проблемная история, когда ты 20 лет ничего не делаешь, а потом необходимо в краткие сроки решить кучу инфраструктурных сложностей».
Скоро будут строить еще одну дорогу, но только не от Крымского моста, а, наоборот, к нему, то есть от Краснодара. Контракт получила структура Аркадия Ротенберга, который строил и сам мост. Кубанская трасса обойдется бюджету почти в 100 млрд рублей.
Компания бизнесмена тоже была единственным претендентом на госзаказ. Но не потому, что ее назначали власти, — просто других желающих не нашлось. Что тоже легко объясняется, такие подрядчики сразу же попадают под западные санкции. Ротенберг и так под ними. Против компании, построившей «Тавриду», — «ВАД» — их тоже ввели. Но зато — государственные заказы на десятки миллиардов рублей.