16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 74.42 / ₽ 7736
  • RTS756.93
28 августа 2020, 07:06 Недвижимость

Зеленое вместо серого: КБ «Стрелка» предложило метод борьбы с наводнениями

Лента новостей

В консалтинговом бюро считают, что проблему необходимо решать не только инженерными, но и архитектурными, градостроительными и социальными способами, и на смену так называемой серой инфраструктуре должна прийти «зеленая»

Фото: Кирилл Шипицин/ТАСС

Ночь на 7 июля 2012 года: паводок затопил тысячи жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск и в ряде поселков Краснодарского края. Нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, парализовано автомобильное и железнодорожное движение. Итог: 168 погибших, двое пропавших без вести, повреждено 6,1 тысячи домов, общий ущерб от наводнения оценивается примерно в 20 млрд рублей.

Конец лета 2013 года: на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному за последние 115 лет наводнению, охватывающему пять субъектов Дальневосточного федерального округа. Самая тяжелая ситуация — в Амурской области, которая первой приняла удар стихии, в Еврейской автономной области и в Хабаровском крае. Общая площадь затопленных территорий — более 8 млн квадратных километров. Итог: подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов, пострадало свыше 100 тысяч человек, более 23 тысяч человек эвакуированы.

31 августа 2016 года: над Приморским краем прошел тайфун «Лайонрок», который вызвал мощный паводок. Итог: пострадали 27 из 34 муниципальных районов региона, 170 населенных пунктов затоплены, ущерб причинен более 15 тысячам домовладений.

Конец июня 2019 года: паводки в Иркутской области, резкий подъем уровня воды в реках, две волны наводнения и Тулун, где с последствиями наводнения борются до сих пор. Итог: 45 тысяч пострадавших, 25 или 26 погибших (данные источников расходятся), четверо пропавших без вести, тысячи подтопленных и даже полностью снесенных домов, разрушенные мосты и дороги.

По данным МЧС, в России среди известных стихийных бедствий наводнения занимают первое место по повторяемости, площади поражения территорий и суммарному среднегодовому ущербу, и второе после землетрясений место — по числу человеческих жертв. Глобальные ли изменения климата или какие-то другие явления тому причина, но паводки, наводнения и аномальное количество осадков в последнее время фиксируются в России так часто, что становятся нормой, задумались эксперты КБ «Стрелка». И пришли к выводу, что так называемая серая инфраструктура, к которой относятся традиционные инженерные сооружения: дамбы, плотины, трубопроводы, системы ливневой канализации и так далее (название «серая» инфраструктура получила благодаря бетону — основному строительному материалу подобных конструкций) устарела и в современных реалиях плохо справляется, а то и вообще не справляется с защитой городов от наводнений. Поэтому ей на смену должна прийти так называемая зеленая инфраструктура — стратегически спланированная сеть природных территорий, интегрированная в территории городов и сел, которая поможет взглянуть на борьбу с паводками и наводнениями принципиально по-новому: не противостоять природным процессам, а адаптироваться к ним.

К примеру, вроде бы правильная и привычная вещь — дамба, однако у нее есть ряд объективных недостатков. Чем выше уровень дамбы, тем более разрушительны наводнения в случае ее прорыва. Дамбы лишают водоток возможности естественного расширения и задержания в пойме, прогоняют его дальше, создавая угрозу поселениям, которые находятся ниже по течению и не имеют достаточной защиты от наводнения. При переливе дамба препятствует возвращению воды в русло, увеличивая продолжительность наводнения. Дамба образует барьер между водой и сушей, уничтожая экосистемы: водно-болотные угодья и заливные луга. Наконец, дамба, имея ограниченную функциональность, со строительной точки зрения обходится очень дорого, особенно в малых городах с большим объемом привозного грунта или других инертных материалов. Да еще и ее содержание ведет к постоянным эксплуатационным расходам на ремонт и реконструкцию.

Подход формата green infrastructure предлагает иное. Например, увеличение площади поймы: это создает пространство для разлива реки и уменьшает уровень риска наводнений не только на прилегающей жилой территории, но и в населенных пунктах, расположенных ниже по течению (ряд таких проектов был реализован в Нидерландах — стране, которая почти целиком находится ниже уровня моря). К тому же вода быстрее возвращается в русло, уменьшая продолжительность паводка, а восстановленные заливные луга помогают увести часть воды в почву. Созданные в речной пойме новые многофункциональные пространства могут играть роль сельскохозяйственных угодий, а также крайне важных для любого города общественных пространств.

«Зеленая инфраструктура» поддерживает биоразнообразие и способствует улучшению экологической обстановки в регионе. Да и эффект от инвестиций в ее создание налицо: в отличие от монофункциональной инфраструктуры, которая используется исключительно при наводнениях, создание многофункционального пространства не требует дополнительных капитальных затрат на ремонт, за исключением ресурсов на поддержание ландшафта.

Словом, по мнению экспертов, на современном этапе борьбу с наводнениями и паводками нельзя вести только инженерными методами. «Такие проекты больше не могут считаться исключительно инженерной задачей, они должны быть также архитектурными, градостроительными и социальными. Нам нужны решения, которые защищают город от экстремальных явлений, эффективно интегрируются в городской контекст и экосистему, предназначены для всего города и несут пользу жителям», — считают в КБ «Стрелка».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию