«Черная пятница» рынка недвижимости — 2020: итоги, тренды, рекорды
Лента новостей
О результатах распродажи BFM.ru рассказали в Ассоциации профессионалов рынка недвижимости REPA, которая и организует акцию
Ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA (Real Estate Professionals Association) подвела первые итоги Black Friday Real Estate 2020 — ежегодной распродажи недвижимости, которая прошла уже в шестой раз. «Мы не ожидали такого успеха» — эти слова организатора акции и руководителя REPA Юлии Солодовниковой, пожалуй, объясняют все: и понятные сомнения в том, что «черная пятница» вообще состоится в этом году, и установленные рекорды, многие из которых действительно выглядят неожиданно как сами по себе, так и в сравнении с показателями прошлых лет.
Для наглядности имеет смысл сопоставить с нынешними некоторые данные предыдущих «черных пятниц» — 2015 года (когда Black Friday Real Estate была объявлена впервые и являлась для российского рынка недвижимости делом новым, к которому многие относились с настороженностью даже в тогдашней обстановке падения спроса на жилье), 2018 года (когда сфера недвижимости была полнокровной и многогранной и «черная пятница» уже воспринималась девелоперами как проверенный и очень удачный маркетинговый инструмент), 2019 года (хотя бы потому, что сравнение с предыдущими показателями всегда интересно) и текущего 2020 года, когда российский рынок недвижимости измотан всем сразу: проектным финансированием, маховик которого продолжает раскручиваться, пандемией и порожденным ею коронакризисом, периодом карантина и самоизоляции с его заморозкой строек, нефтяными войнами, нестабильностью рубля и много чем еще.
Итак, самое главное: в рамках «черной пятницы» — 2020, которая проходила с 21 по 24 августа, покупатели забронировали лоты более чем на 11 млрд рублей. Почувствуйте разницу: в 2015 году, за три дня маркетинговой акции, покупатели «разорились» только на 1,03 млрд рублей. Даже если и курс рубля, и цены, и все тогда было другим, сравнение впечатляющее.
В этом году девелоперы (среди которых были, в частности, компании «Донстрой», «Галс-девелопмент», ГК «Кортрос», AFI Development, «Город на реке Тушино 2018», «ВТБ Арена Парк», MR Group, группа «Эталон», «Конти», девелоперская группа «Интегра», «Мангазея девелопмент», Neva Towers, ANT Development, ГК «Инград», KR Properties, «Каширка.Like») выставили на продажу 1712 лотов в 45 объектах: 1348 квартир, 249 апартаментов, 18 коттеджей, 13 земельных участков, 77 машино-мест и шесть коммерческих помещений. В 2015-м, например, было побольше: 2707 квартир, лофтов, апартаментов и земельных участков, а в 2019-м поменьше — 1325 лотов (правда, тогда в акции участвовали только жилые объекты).
Но вот что отмечает Юлия Солодовникова: «Когда мы только принимали решение о проведении в этом году «черной пятницы», некоторые девелоперы прямым текстом говорили нам о том, что после снятия режима самоизоляции у них нет проблем с продажами. Но мы решили рискнуть, тем более на этом настаивали постоянные участники акции, которые высказывали другую точку зрения: отложенный спрос будет быстро удовлетворен, и к осени продажи могут снизиться. Они хотели воспользоваться возможностью, которую предоставляет им распродажа, и мы пошли навстречу нашим партнерам». И, как уже понятно, правильно сделали.
По условиям «черной пятницы» специально для этой акции каждая компания-участник устанавливает особые скидки на свои предложения. В этом году максимальная скидка достигла рекордного значения — 44,6% (один из застройщиков предоставил ее на апартаменты бизнес-класса, в итоге покупатель данного лота сэкономил 73,8 млн рублей). Впрочем, другие объекты также можно было приобрести с неплохим дисконтом: на машино-места они доходили до 30%, на земельные участки — до 27%, на загородные дома — до 18%, а на квартиры и коммерческую недвижимость — до 15%. Для сравнения: в 2015 году максимальная скидка составила 36% (с таким дисконтом предлагался один из объектов элитной недвижимости), в 2018 году — 42%, а в 2019-м — всего 28%. Что же касается среднего размера скидок, то на первой в истории «черной пятнице» они редко доходили до 30% и обычно составляли 10-15%. Сегодня это чуть больше, но в целом застройщики держат среднюю скидочную планку примерно на одном уровне.
Еще несколько важных цифр этого года: общая сумма всех предложений в акции составила 27 млрд рублей, общая сумма скидок достигла 2,9 млрд рублей, средний чек забронированной недвижимости достиг отметки 14,8 млн рублей (это заметно больше, чем 8 млн рублей в 2019 году).
Раз уж упомянули средний чек, самое время поговорить о второй участвующей в акции стороне — покупателях. До старта «черной пятницы» — 2020 организаторы получили более 25 тысяч подписок на лоты, которые были опубликованы на официальном сайте Black Friday Real Estate. При этом около 20% покупателей составили старые клиенты — те, кто участвовал в распродаже несколько лет подряд. «Мы можем предположить, что это частные инвесторы, и рады, что их количество с каждым годом увеличивается. Значит, «черная пятница» полезна не только покупателям жилья, но и тем, кто зарабатывает на недвижимости», — считает Юлия Солодовникова.
В итоге в ходе акции этого года было получено 2765 заявок на бронирование, что на 15% больше прошлогоднего показателя (в 2019 году было оформлено 2362 брони на 1325 лотов). По условиям акции многие покупатели могли бронировать сразу несколько лотов, но для покупки выбрать один. Освободившиеся лоты становились доступны другим желающим, таким образом, цифра бронирований превысила количество лотов в акции. Если покупателя интересовал уже забронированный лот, он мог встать в очередь, а если на момент поступления заявки лот уже был продан, то можно было запросить аналогичную недвижимость.
Традиционно около 40% лотов были забронированы в первые три часа после старта акции (например, в 2018 году 44% лотов также были забронированы даже в первые два часа). Традиционно же девелоперы, видя высокий спрос, стали выкладывать на официальный сайт дополнительные лоты, так что общее количество объектов, предложенных покупателям, выросло с 1652 до 1712.
А вот что совсем нетрадиционно: отличительной особенностью этой «черной пятницы» стал всплеск покупательской активности в последний день мероприятия. Поэтому организаторы приняли беспрецедентное и тоже своего рода рекордное стратегическое решение — продлить срок действия распродажи на девять часов, чтобы все желающие смогли успеть совершить покупку.
В итоге на момент завершения акции (в 9 часов утра 24 августа) 624 лота были забронированы (сделки по ним сейчас находятся в процессе оформления), а 174 лота — уже проданы. Общая сумма фактически закрытых сделок станет известна в течение месяца.
Еще один вполне ожидаемый рекорд этого года связан с небывалым спросом на объекты загородной недвижимости: в первый же день «черной пятницы» были раскуплены все земельные участки и забронировано 50% коттеджей в представленном в акции поселке бизнес-класса.
Сейчас можно констатировать, что «черная пятница» — 2020 прошла удачно, несмотря ни на какие сомнения и опасения, считают организаторы. Осталось дождаться от компаний-участников итоговых данных по завершению сделок — и можно начинать готовиться к «черной пятнице» — 2021. Практика этого года заставляет верить: матч состоится при любой погоде.