Где-то рядом с Навальным был очередной «Новичок»? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Уже мало сомнений в том, что слово «Новичок» будут вспоминать всуе в связи с отравлением Навального, прежде всего в западной прессе. И это непременно выльется в принятие определенных политических решений в отношении России», — считает политолог
Немецкие врачи из клиники Charite, ссылаясь на данные клинических исследований, утверждают, что Алексей Навальный все-таки был отравлен. Анализы указывают на интоксикацию веществом группы ингибиторов холинэстеразы. При этом пока остается непонятным, какое именно это было вещество.
Об исходе болезни российского оппозиционера пока точно что-либо сказать нельзя. Не исключены долгосрочные последствия для здоровья в области нервной системы. Алексея Навального лечат антидотом атропином.
В свою очередь, врачи омской больницы, куда был направлен Навальный сразу же после экстренной посадки самолета, где ему стало плохо, готовы передать немецким коллегам результаты исследований и анализы пациента. Уже переданы изображения МРТ Навального. До отправки его в Германию две российские лаборатории подтвердили отсутствие в организме ядов.
Если внимательно вчитаться в описываемую химико-биологическую картину предварительного диагноза Алексея Навального, то эта картина сразу приобретает зловещий политический контекст. И именно политика, которая, пока не было никакой ясности, таилась за углом в данном инциденте, сейчас выйдет на первый план в масштабе, сопоставимом с тем, как это произошло после отравления Скрипалей в британском городе Солсбери. Потому что почерк отравителей уж слишком похож. И работа, похоже, довольно тонкая, а отравляющее вещество подобрано искусно. Все же не крысиный яд в чай подмешали.
Ингибиторы холинэстеразы — это класс химических веществ, замедляющих действие фермента ацетилхолинэстеразы. Этот фермент, в свою очередь, служит для разрушения определенного вещества (нейромедиатора ацетилхолина), отвечающего за передачу нервных импульсов. В результате происходит нарушение функций нервной системы, в частности мозга. Таковое свойство ингибиторов холинэстеразы лежит в основе применения химических соединений этого класса в качестве боевых отравляющих веществ нервно-паралитического свойства. Их многие у нас помнят из уроков гражданской обороны: это зарин, зоман, V-газы, а также, внимание, вещества класса «Новичок». Такое вещество было использовано для покушения на Сергея и Юлию Скрипалей. Также исследование на наличие холинэстеразы в крови помогает диагностировать отравление фосфорорганическими веществами.
Кстати, предположения, что Навальный был отравлен фосфорорганикой, появились в Сети сразу же после описания того, что с ним происходило в самолете над Омском. И теперь многих это заставит подозревать, что омские врачи, возможно, знали о состоянии Навального гораздо больше, чем говорили, так и не раскрыв, от чего именно они его лечили и что ему вводили. Это непременно увяжут с необычайным наплывом в омскую клинику «людей в штатском».
Уже мало сомнений в том, что слово «Новичок» будут вспоминать всуе в связи с отравлением Навального, прежде всего в западной прессе. И это непременно выльется в принятие определенных политических решений в отношении России. Вплоть до появления «списков Навального», аналогичных «спискам Магнитского». Притом что в деле Навального не просматривается пока не то что какая-либо «рука» госструктур, каковую можно было чисто теоретически предположить в деле Скрипалей, не только нет никаких конкретных подозреваемых, но и мотивы преступления остаются непонятными.
У Навального было слишком много врагов, которые теоретически могли быть заинтересованы в его смерти. И их список далеко не исчерпывается действующими политиками и вообще людьми, находящимися на службе у государства. К тому же все произошло в России, в далекой Сибири. Там, где почти нет никаких камер наблюдения. И концов произошедшего уже не найти.
Кстати, Следственный комитет России на момент оглашения предварительных результатов исследований клиники Charite так и не возбудил уголовного дела по факту отравления Навального. Так что официальной версией оставалась та, что политик просто внезапно чем-то заболел. Наверное, съел чего-нибудь. Российские медики, скорее всего, будут продолжать стоять на своем: на том, что никаких ядов в организме Навального не обнаружено.
Вопрос его отравления становится, таким образом, вопросом политической веры, а не медицинских доказательств. Многие у нас наверняка и немцам не поверят — как «врачам страны НАТО». Мало ли что они там понаписали. Но для совокупного Запада и мотивы, и виновники уже заранее назначены и известны: это политическое преступление, в котором будут обвинять в целом российские власти. Однако если все же конкретных виновных и даже исполнителей, скорее всего, никогда установить не удастся, то и конкретные объекты для наложения санкций пока не просматриваются. Разве что в США вновь поднимут вопрос о втором пакете санкций, связанных с использованием химического и биологического оружия, который после отравления Скрипалей не был задействован в полную силу.
Что же касается нашей страны, то место «оппозиционера номер один», похоже, становится вакантным на длительное время. Вне зависимости от того, выживет ли чисто физически Алексей Навальный.