16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.20 / ₽ 7470
  • RTS803.70
24 августа 2020, 18:12 ОбществоПроисшествия

Немецкие врачи: Навальный был отравлен

Лента новостей

Диагностика указывает на отравление веществом группы ингибиторов холинэстеразы, но конкретное вещество еще предстоит установить. В омском Минздраве заявили, что проведенные исследования на наличие в организме Навального ингибиторов холинэстерозы дали отрицательный результат

Капсула, в которой Алексей Навальный был доставлен в берлинскую клинику Charite.
Капсула, в которой Алексей Навальный был доставлен в берлинскую клинику Charite. Фото: Christian Mang/Reuters

Обновлено в 20:24

Алексей Навальный был отравлен, заявили врачи берлинской клиники Charite. Клинические исследования показали отравление веществом из группы ингибиторов холинэстеразы, говорится в сообщении больницы.

«Клинические данные указывают на интоксикацию веществом из группы активных веществ, называемых ингибиторами холинэстеразы. Конкретное вещество еще неизвестно, был начат еще один обширный анализ. Действие токсина, то есть ингибитора холинэстеразы, в организме было доказано несколько раз в независимых лабораториях», — отмечается в сообщении.

При этом в омском Минздраве заявили, что проведенные в Омске исследования на наличие в организме Навального ингибиторов холинэстерозы дали отрицательный результат

Политик остается в коме, состояние серьезное. Острой угрозы жизни, по словам врачей, нет. При этом последствия болезни остаются неясными, они могут быть долгосрочными, особенно в области нервной системы.

По данным из открытых научных источников, ингибиторы холинэстеразы используются для лечения деменции и болезни Альцгеймера. Ингибиторами холинэстеразы являются некоторые природные и синтетические соединения, например фосфорорганические соединения. Такие соединения используются в качестве бытовых и сельскохозяйственных инсектицидов, а также в качестве боевых отравляющих веществ. Токсичность препаратов колеблется в широких пределах и зависит от пути поступления яда в организм. Токсическое действие ФОС на организм человека и животных может приводить к спазму гладкой мускулатуры, усилению секреции железистого аппарата ЖКТ, слезных, слюнных, потовых, бронхиальных желез, поражению центральной нервной системы.

Лечащие врачи поддерживают тесный контакт с женой Навального. Сейчас ему вводят антидот — атропин. Этот препарат — противоядие к фосфорорганическим токсинам.

Мощнейшим ингибитором холинэстеразы в том числе является вещество «Новичок», которое фигурировало в деле Скрипалей. Раз немцы лечат Навального атропином, то значит, произошло отравление веществами антихолинэстеразного действия. Но речь, скорее всего, идет не о боевых, а о лекарственных веществах. Здоровому человеку такие препараты могут принести только вред, а вот страдающим от болезни Альцгеймера такие препараты, наоборот, помогают, рассказывает один из разработчиков «Новичка» Владимир Углев.

— Если здоровому человеку воткнуть лекарство, которое предназначено для больного, у которого нарушена система химического прерывания нервного импульса, то получится как раз обратный эффект. Если передозировку сделать, то у человека проявляется самый настоящий эффект отравления, так скажем, фосфорорганическими и нервно-паралитическими веществами. Атропин является антидотом для слабых таких ингибиторов, я их блокаторами называю. Ингибиторы — это для простого человека непонятно. Блокатор — блокирует действие фермента. А атропин как бы вытесняет его, и данный участок может снова работать. Видимо, ему такую дозу воткнули этих ингибиторов, что у него произошла мгновенная блокада холинэстераз в различных участках тела. Но самое главное, что, видимо, они были, во-первых, в крови, в других органах, в мышцах, но самое главное, видимо, не попали в легкие. Потому что у него отравление все-таки перорально, через желудок. Если бы инъекционно, у него бы в первую очередь были бы поражены легкие, он бы умер, его бы вряд ли откачали. Но тем не менее он получил очень серьезное и мощное отравление. Поэтому его держали, полагаю, они думали, что какое-то время пройдет и все это выйдет из организма постепенно. Атропин ему помогает, значит, это именно какие-то ингибиторы холинэстеразы, но не боевого действия.

— Есть тогда хотя бы понимание того, каким образом в организм могло это попасть? То есть растворить в чае, скажем?

— С чаем, да. Я как раз сейчас занимаюсь, ищу это все, насколько они растворимы. Судя по формуле, вроде бы как не должна растворяться такая стерва. Хотя, в принципе, солевая форма вполне растворится в воде только так, причем достаточно быстро. Здесь же еще действие зависит от концентрации, чем больше концентрация, тем быстрее оно действует.

Эти препараты влияют на холинергическую нейропередачу, то есть на передачу сигнала от одного нейрона к другому. Некоторые вещества из этой группы являются боевыми отравляющими — например, нервно-паралитический газ зарин. Без уточнений, что именно это было за вещество, трудно сказать что-то определенное. Но даже если терапевтический препарат дать здоровому человеку в больших дозах, то возможен токсический эффект, говорит профессор, заместитель директора по науке и руководитель отдела наркологии Научно-исследовательского психоневрологического института имени Бехтерева Евгений Крупицкий.

Лекарство для того, чтобы оно оказывало токсическое действие, должно быть принято в очень большой дозе. Атропин является антидотом при отравлении определенными боевыми отравляющими веществами, которые влияют на передачу сигнала от нейронов к так называемой холинергической нейротрансмиссии.

Если все-таки выведут его из комы, чем это для организма грозит в глобальном смысле?

Мне очень сложно судить, поскольку мы не знаем, что это было. Если мы говорим о препаратах, нарушающих холинергическую нейропередачу, то можно надеяться, что каких-то драматических последствий не будет.

Заявления клиники Charite стали главной темой в немецких СМИ, рассказывает специальный корреспондент Business FM в Германии Мария Волкова.

Еще утром было заявление от пресс-секретаря Ангелы Меркель о том, что в правительстве не исключают, что это все-таки было отравление, то есть, скорее всего, возможно, в правительстве Германии появились данные от лаборатории Charite раньше. Я хочу отметить, что это действительно данные нескольких лабораторий, причем одна из них — это лаборатория Charite, одна — некая сторонняя лаборатория. Проводили анализы довольно долго, вначале ждали утром заявлений каких-то. И вот сейчас выяснили, к какой группе относится этот яд, но конкретно, что именно это был за яд, в Charite скажут чуть позже.

В немецких СМИ есть уже какие-то комментарии, предположения, домыслы по поводу отравления, что это могло быть?

Здесь практически сразу писали, что это покушение, отравление с целью устранить Алексея Навального. Разумеется, здесь всегда говорят о том, что нужно дождаться конкретных результатов, например, как минимум, что это была за доза, когда она поступила, что это точно за группа. Потому что они конкретно именно яд не установили, содержится он в лекарствах или нет, тоже непонятно. Соответственно, когда все это станет известно, они, видимо, огласят подробные результаты.

Канцлер Германии Ангела Меркель и министр иностранных дел страны Хайко Маас в совместном заявлении призвали Россию к прозрачному расследованию обстоятельств ухудшения здоровья Навального. Меркель также заявила, что виновные должны быть выявлены и привлечены к ответственности.

Омские медики заявили, что готовы предоставить берлинской клинике все биоматериалы Навального и результаты всех исследований. В омском Минздраве также сказали, что совместный консилиум подтвердил обоснованность лечения.

Ранее в городе прошла пресс-конференция врачей больницы скорой помощи № 1, куда 20 августа с самолета доставили Алексея Навального. Замглавврача Анатолий Калиниченко рассказал, что до сих пор получает угрозы в свой адрес и что диагноз ставился долго из-за нестабильности пациента.

«Диагноз «отравление» был одним из первых, и он был у скорой помощи, поэтому пациента и доставили в токсикологическое отделение. Если бы мы нашли какое-то отравление, чем-то подтвержденное, для нас это было бы намного проще: понятный диагноз и достаточно известно лечение. Но, если не ошибаюсь, часов в 12 мы получили окончательный ответ от двух лабораторий — томской и московской — о том, что химико-токсикологических веществ, которые можно было бы расценить как яды или как продукты действия ядов, не выявлено. Как активный участник социальных сетей я получил несколько десятков угроз физического характера — в отношении меня лично, моей семьи, моих детей. Но это, конечно, ни на что не повлияло».

Главврач Александр Мураховский отметил, что именно омские медики, несмотря на психологическое давление и угрозы, «спасли Навальному жизнь». Немецкие врачи в письме российским коллегам сообщили, что состояние Навального по-прежнему стабильно тяжелое. На вопрос журналистов о том, что за люди в штатском не пускали родственников к политику, а после долго консультировались с главврачом у него в кабинете, Мураховский не ответил.

— Мы лечили пациента, и мы его спасли. Никакого влияния на лечение пациента априори быть не могло. Все коллегиально, все оформлено, все подписывались.

— Что за люди в штатском у вас работали на территории больницы?

— Я не могу вам сказать, кто это был.

— То есть вы не знаете?

— У меня были многие люди в кабинете. Пациент — человек политический, но я не могу сказать, что они там что-то делали. Да, пришли, спросили: «Все нормально?» — «Нормально». Уехали. То есть просто поинтересовались, и все.

Алексея Навального в минувшие выходные на самолете транспортировали из Омска в Берлин в клинику Charite. На территории Германии Навальный находится как «гость канцлера».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию