Как в Белоруссии на фоне протестов относятся к России?
Лента новостей
Скандируют ли там антироссийские лозунги и какими видят отношения с Москвой те, кто сегодня выступает против действующего президента Белоруссии?
Александр Лукашенко заявил, что программа белорусской оппозиции предполагает «ползучий запрет русского языка», вывод Белоруссии из Союзного государства и ОДКБ и, кроме того, ликвидацию двух российских военных баз в стране. Антироссийскими назвал протесты в Белоруссии и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. А что по этому поводу говорят сами белорусы, выходящие на площади?
Члены координационного совета оппозиции, с которыми удалось пообщаться Business FM, заявляют, что ничего не знают о якобы имеющихся планах по ликвидации баз, давлению на русский язык и вообще не имеют никаких антироссийских настроений. Но, по их словам, ситуация может резко измениться, если Москва начнет какими-то прямыми действиями помогать Лукашенко.
Ровно об этом же говорят и белорусы, которых Business FM обзвонила по случайным номерам. Начнем с того, что среди собеседников радиостанции не нашлось ни одного сторонника Лукашенко. И даже комментаторов с нейтральным отношением к действующему президенту. А политизировались за последние недели очень многие, например Валерия из Лиды.
«А вообще, уже сколько у нас это длится, я вам скажу честно, я уже похудела на несколько килограммов. Мне муж говорит, что ты мне уже сама устроила тут бойкот какой-то, потому что я перестала готовить, убирать, только сижу в социальных сетях, хожу на митинги. Я вообще была человеком, не касающимся никогда политики, но сейчас настолько стала политична, настолько всем интересуюсь, что уже даже немножко побаиваюсь за себя, за своих детей, за мужа. К России, к Украине, ко всем соседним странам мы относимся хорошо. Что кричат у нас на митингах, это самое популярное: «Лукашенко, уходи!» Про Россию сейчас мы и не говорим. Ну, конечно, мы хотим, чтобы Россия нас поддержала, а не Лукашенко, потому что, как мы видим, Лукашенко постоянно созванивается с Путиным. А мы хотим все-таки, чтобы на нашей стороне был Путин, но, как правило, мы понимаем, что Путину, наверное, выгодно держать Лукашенко».
Основной лейтмотив всех комментариев: мы хорошо относимся к России, но если Москва введет войска, это отношение резко изменится в худшую сторону. Откуда возникают слухи про войска? В тех же телеграм-каналах, координирующих действия протестующих, время от времени появляются фотографии военной техники без опознавательных знаков с припиской, что грузовики Росгвардии были замечены на подступах к белорусским границам.
Или сообщения СМИ, в которых говорится о том, что российские и белорусские военные самолеты зачастили в аэропорты друг друга. Впрочем, в этих же публикациях авторы объясняют это участием техники в Армейских международных играх — 2020.
Так или иначе, даже эти пугающие фото неопознанных грузовиков в оппозиционных телеграм-каналах встречаются не так часто. А еще там же встречаются фото из российских городов, в которых жители нашей страны выражают солидарность с протестующими. И преподносится это как «такой-то город с нами!». На белорусских улицах и площадях антироссийских лозунгов нет. Белорусам сейчас не до этого, говорит Юлик из Гродно.
«По поводу отношения к России на этом всем фоне: я не слышал ни одного негативного, ни одного положительного высказывания, потому что о России многие люди молчат вообще. Мы не настроены враждебно. Мы хотим только лишь, чтобы сменилась власть, и все, больше ничего. И повторюсь: Россия тут, грубо говоря, ни при чем. Люди, как мне кажется, хотят позитивных отношений с Россией. Но это в плане, тот же банально туризм, потому что в России реально очень много красивых мест, которые стоит посетить, и если для нас это окажется недоступным, то это будет огромная печаль, потому что находимся в прямом смысле рядом».
У Артура из Витебска требования к Москве выше.
«Если бы Россия не признала эти выборы, то люди совсем по-другому бы относились к этому вопросу, то есть Россия своими действиями сама отталкивает. Если это будет и дальше продолжаться, то в целом народ просто не захочет быть в союзе с Россией».
От России достаточно невмешательства, продолжает Олеся из Минска.
«Про Россию вообще никто ничего не говорит. Насколько я понимаю, люди не хотят вообще, чтобы она вмешивалась. Как я думаю, что как бы если есть какой-то конфликт в Белоруссии, то это внутренний конфликт, и не надо, чтобы вмешивались другие страны, сами разберемся. Единственное, что я думаю, что хотелось бы, чтобы просто-напросто страны признали эти выборы нелегитимными и, может быть, как-нибудь помогли Белоруссии донести информацию Александру Григорьевичу Лукашенко, что реально народ не хочет, чтобы он был президентом, что обратно уже ничего не будет».
Констатировать пока можно только то, что Лукашенко и Путин созваниваются. Но о содержании этих переговоров потом говорит обычно лишь президент Белоруссии.