«Никаких операций на территории Белоруссии они планировать не могли». Освобожденные россияне рассказали детали поездки в республику
Лента новостей
Они утверждают, что их наняли через Avito для охраны нефтяных объектов в Сирии, Ливии и Венесуэле. А про белорусские выборы они узнали, только когда оказались за решеткой
Один из 33 задержанных в Минске граждан РФ рассказал в эфире телеканала «Россия 24», что все началось с того, что один из его сослуживцев откликнулся на объявление на Avito.
После этого с ним вошел в контакт некто Сергей Петрович, который представился «куратором», и предложил работу по охране нефтяных объектов. Сначала он просил набрать группу из 30 человек, но затем число начало расти и дошло до 180 человек. При этом от кандидатов требовался стаж боевых действий в Донбассе и в Сирии. Стоит отметить, что псевдокуратор звонил с мобильного сирийского номера.
Затем на связь вышла некая Лариса Самарина, а пункт назначения сменился на венесуэльский Каракас. Говорилось об охране объектов «Роснефти» в этой стране.
Объясняется и то, почему группа была вынуждена задержаться в пансионате в санатории «Белорусочка». Лариса Самарина заявила, что ей никак не удается организовать стыковочный рейс по маршруту Минск — Стамбул — Гавана — Каракас. При этом о том, что в Белоруссии идет предвыборная кампания, задержанные узнали только после предъявления им обвинения в подготовке к массовым протестам и вооруженному сопротивлению правоохранительным органам.
Все больше элементов этой странной истории указывают на то, что речь, скорее всего, идет о провокации, которая могла быть организована белорусским КГБ, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Официальная версия с российской стороны заключается в том, что они представители частного охранного предприятия. Соответственно, отрицается их принадлежность к ЧВК «Вагнер». Между ЧОПом и ЧВК существует очень большая разница. ЧВК — это профессионалы высокого уровня, это совершенно другая материально-техническая база. И, как предполагают некоторые, это другой уровень взаимодействия с государством. То есть первый вопрос все-таки, кто эти люди. Потому что от того, как мы на него отвечаем, становится понятно, насколько они связаны или не связаны с российской политикой. Второй момент — сейчас, когда события в Белоруссии зашли достаточно далеко, становится еще более ясно, чем раньше, что Россия не могла быть заинтересованной ни в каких «цветных революциях» на территории Белоруссии. Ясно, что никаких операций на территории Белоруссии эти люди планировать не могли. Конечно, напрашиваются выводы о том, что все-таки речь идет о провокации, в которой в той или иной степени — тут можно спорить — принимали участие структуры в самой Белоруссии. Предположить, что белорусские спецслужбы повелись на такую разводку, довольно сложно. Напрашивается вывод, что это было сделано для того, чтобы создать определенный политический фон, оправдать меры ограничения публичной активности в ходе выборов и послать сигнал и своим избирателям, и, может быть, западным партнерам о том, что белорусское руководство готово бросить вызов России в случае, если Россия начинает вмешиваться».
О задержании 33 российских граждан, которые являются «боевиками» частной военной компании, белорусские власти сообщили 29 июля. При этом утверждалось, что общая численность группы составляет порядка 200 человек. Поскольку многие из задержанных действительно участвовали в боевых действиях на Донбассе, их выдачи потребовала Украина. Но требование это выполнено не было.
В пятницу российская Генпрокуратура сообщила, что в страну вернулись 32 из 33 задержанных на территории Белоруссии российских гражданина. Один из них остался на территории страны — у него был белорусский паспорт.