Как протесты могут повлиять на экономику Белоруссии и какие интересы там у российского бизнеса?
Лента новостей
«Беларусь переживает самый глубокий кризис с начала 1990-х годов», — считает президент белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук
В Белоруссии продолжаются протесты. Как они могут повлиять на экономику? Белорусская экономика, несмотря на развивающийся IT-сектор, на сельское хозяйство, стояла и стоит на трех китах — это экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений и грузовой техники.
И все три в этом году уже пережили тяжелые удары с нескольких сторон, а из-за протестов, возможно, будет новый. Бензин и дизель — одни из главных кормильцев белорусского бюджета. Годами в этом помогала Россия, поставляя без пошлин в республику нефть. Белоруссия ее перерабатывала и экспортировала, в первую очередь на Украину, зарабатывая на своей пошлине. Другими словами, забирая ее у российского бюджета.
Но из-за российского налогового маневра нефть для Белоруссии подорожала. В этом году Минск и Москва не смогли договориться, и поставки нашего сырья сократились почти вдвое. Но помимо этого, из-за коронавируса у торговых партнеров Белоруссии упала потребность в топливе, а заодно и в грузовых машинах. Да и в калии тоже — сказался общий кризис, закрытие границ, остановка потока сельскохозяйственных мигрантов и так далее.
Из-за всего этого белорусская экономика, которая и раньше была не в лучшем состоянии, в первом полугодии сократилась почти на 2%. Но это официальные данные, которые могли и подредактировать в лучшую сторону. О том, что может произойти дальше, рассуждает президент белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Ярослав Романчук президент белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса «За этим последует и глубокий социальный кризис, потому что бюджетный дефицит в начале года планировался на уровне 2% ВВП. В этом году он может достигнуть и 10%. Бюджет недосчитается порядка 18% своих доходов. Беларусь переживает самый глубокий кризис с начала 1990-х годов. Справится с ним стандартными, старыми методами, даже при помощи заимствований, не представляется возможным».
Главный же удар могут нанести забастовки. Пока их по большому счету нет, предприятия не останавливаются. Но к протестам присоединяются рабочие тех самых кормильцев белорусского бюджета. В стране два крупных нефтеперерабатывающих завода — Новополоцкий и Мозырский.
Первый работает на внутренний рынок, второй — на экспорт, то есть приносит стране валютную выручку. Белорусские телеграм-каналы сообщили, что рабочие этого предприятия, пусть и в немногочисленном составе, собрались у проходной. Если будет полноценная забастовка и остановка завода, то это сложное химическое производство можно будет полноценно запустить не раньше чем через месяц. Ситуацию комментирует белорусский экономист Дмитрий Болкунец.
Дмитрий Болкунец белорусский экономист «Протесты повлияют на экономику, бесспорно. Это десятки миллионов, сотни миллионов долларов ежедневных потерь. Многие предприятия не прекращали свою работу, они просто на несколько часов бастуют. То есть серьезных перекрытий там нет. БМЗ, металлургический завод, невозможно остановить. Если его остановить, то придется его весь разобрать, уничтожить, там просто потухнет печь».
Проблемы белорусской экономики в какой-то степени могут отразиться и на России. Кооперация, которая была во времена СССР, действует и сейчас. Например, тягачи для наших ракетных комплексов собирают в Белоруссии на минском заводе, хотя мы постепенно отходим от этого сотрудничества.
Памятна история с российским «Уралкалием», который семь лет назад отказался от совестного бизнеса с «Беларуськалием». После этого в Минске арестовали руководителя российской компании Владислава Баумгертнера. А закончилось все тем, что Сулейман Керимов продал пакет в «Уралкалии», и в итоге акции отошли основному владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину, кстати, уроженцу Белоруссии, а также его однокурснику по минскому суворовскому училищу Дмитрию Лобяку.
Сейчас Мазепин предложил создать комитет по спасению Белоруссии и призвал Лукашенко к переговорам. Бизнес-интересы в Белоруссии есть и у другого крупного российского бизнесмена Михаила Гуцериева, который в интервью Forbes сам признавался в хороших отношениях с Лукашенко. А когда в этом году Москва и Минск не смогли договориться по нефти, именно структуры Михаила Сафарбековича начали поставки в Белоруссию сырья. Так что за протестами, забастовками и состоянием белорусской экономики в России следят не только политики.