Особенности российских деклараций. Рязанские власти объяснили происхождение многомиллионных доходов дочери губернатора Любимова
Лента новостей
Согласно декларации, 13-летняя дочь Любимова за прошлый год заработала вдвое больше отца. Это не первый случай за последние недели, когда возникают вопросы к заработкам чиновников и их родственников
Вряд ли бы кто-то отказался в возрасте 13 лет за один год заработать 10 млн рублей. Да и в любом другом возрасте тоже. Подросток, ставшая героиней федеральных новостей, — несовершеннолетняя дочь рязанского губернатора Николая Любимова. За прошлый год она заработала в два раза больше папы, чей доход составил всего около 4,5 млн рублей, следует из декларации. А мама и вовсе заработала 840 тысяч.
В пресс-службе губернатора объяснили. Речь идет об имуществе, которое оформлено на губернаторскую дочь. Его продали, и из этого образовался доход в 10 млн.
Николай Любимов — выходец из Калужской области, в Рязани он не так давно. И, видимо, продал дачу под Калугой, которую указывал в прошлой декларации. Довольно, кстати, скромную: 268 квадратов и участок в 24 сотки. Зато в хорошем месте и с хорошими соседями, рассказывает главный редактор «Новой газеты» в Рязани Алексей Фролов.
Алексей Фролов главный редактор «Новой газеты» в Рязани «Насколько мы понимаем, недвижимость была действительно оформлена на ребенка, там был дом. Какое-то удачное загородное место. Насколько мне известно, соседом Николая Любимова был его однокашник, с кем он учился вместе в Калужском педагогическом институте, бывший вице-премьер правительства Максим Акимов. Они дружат семьями и вместе работали долго бок о бок».
В общем, сенсации особой нет. Хотя, конечно, всегда можно задать вопросы. Например, на какие средства губернатор купил 10-миллионный дом. И когда? Получил в наследство? Или отложил с зарплаты? Доходы Любимов начал публиковать лишь с 2014 года, и до того как он в 2017 году возглавил Рязанскую область, они тоже были довольно скромные — в среднем примерно 3 млн рублей в год.
Но тема эта, конечно, куда шире. Наши чиновники начали публично отчитываться о доходах 11 лет назад. Сначала крупные госслужащие, потом рангом все ниже и ниже. Сейчас о своих заработках отчитываются и ректоры госвузов, и менеджеры корпораций, на 100% принадлежащих государству. И даже атаманы казачьих войск. Правда, нередко забывают указать ту или иную собственность. Например, счет на полмиллиона долларов, говорит руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Кирилл Кабанов руководитель Национального антикоррупционного комитета «Читается эта история, что, ну, вот, человек не успел, человек не сделал. Я думаю, что когда человека берут на государственную службу, он должен все успевать. У нас был такой эпизод, когда один федеральный чиновник, ему говорят: «У вас там счет на 30 млн». Он говорит: «Ну, слушайте, я забыл». То есть он вроде все задекларировал, но вот забыл. На самом деле, если тебя не заметят на одном этапе проверки или в один период проверки, то тебя заметят в другой период проверки. Многие начинают проверять машины».
Доходы чиновников сейчас тщательно проверяют — и на федеральном уровне, и на местном. Их контролируют антикоррупционные управления, прокуратура, Финмониторинг и так далее. Но для общества сама система все равно непрозрачна. В декларациях не указывается происхождение дохода: зарплата ли это, или продажа акций и недвижимости, или деньги от чтения лекций. Проверяющие, конечно, если захотят, узнают. Но вряд ли расскажут, а уж тем более покажут документы.
Например, так и нет ответа на вопрос, почему свердловский депутат Илья Гаффнер в прошлом году заработал всего 4 копейки. То ли обанкротился, то ли, как сообщали источники, все перевел на жену и развелся. Родственные отношения — отдельная краска таких историй. Так, чиновники нередко не публикуют доходы жен, объясняя это тем, что они поссорились и подлая супруга отказалась предоставлять сведения. Или, наоборот, объясняют свои покупки тем, что деньги на них дал родственник. А потом выясняется, что родственник зарабатывает копейки. Ну а уж для детей не жалко вообще ничего. В общем, нормальные человеческие отношения.