Если ли шансы у Ливана выйти из глубочайшего кризиса?
Лента новостей
Правительство страны подало в отставку. Между тем в Бейруте вновь вспыхнули столкновения между манифестантами и сотрудниками полиции
Политический кризис в Ливане шел по нарастающей. В воскресенье об отставке объявили министры информации и окружающей среды, в понедельник утром в отставку подали министры финансов и юстиции. А чуть позднее было объявлено об уходе правительства в полном составе.
При этом на уровне законодательной власти тоже все проблематично. Как сообщает франкоязычная ежедневная ливанская газета L'Orient — Le Jour, в последние дни также участились случаи отставки депутатов парламента в знак протеста против политического управления страной. При этом некоторые из них заявили, что готовы вернуться в парламент но только если на голосование будет поставлен вотум недоверия правительству. Сейчас очевидно, что и это стало не нужно.
Теперь ключевой вопрос — будут ли объявлены досрочные выборы? Они не решат проблем, но могут хоть немного умерить страсти, считает старший научный сотрудник института востоковедения РАН Владимир Сотников.
Владимир Сотников ведущий научный сотрудник института востоковедения РАН «Досрочные выборы — это частичное решение проблемы. Ведь и до взрыва в Ливане был экономический кризис. Почему демонстранты выходят? Потому что власти не справляются с этим кризисом, да тут еще этот взрыв. Когда дадут возможность избирателям проголосовать, наверное, это все-таки будет частичным решением проблем. Ливан — это бывшая подмандатная территория Французской Республики, поэтому возник новый геополитический актор — это Франция. Она как-то быстро в лице президента Макрона взяла на себя роль такого разводящего. Вот этот кризис показал, что французы способны сыграть свою собственную роль, не обращая внимания на попытки США вмешиваться так или иначе в кризисные ситуации на Ближнем Востоке».
В воскресенье именно по инициативе Франции прошла видеоконференция стран-доноров, которые заявили, что готовы выделить Ливану 250 млн евро в качестве экстренной помощи. Она должна будет координироваться руководством ООН при условии «беспристрастного, заслуживающего доверия и независимого расследования» обстоятельств взрыва в порту. Однако ранее президент Ливана Мишель Аун полностью исключил возможность международного расследования. То есть фактически речь идет о финансовом ультиматуме.
По оценкам, Ливану для восстановления потребуется сумма в порядка 15 млрд долларов, а взять ее негде. Страна обременена кучей долгов, превышающих 150% его ВВП. В этой ситуации еще не сказала свое слово Саудовская Аравия, считает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
Владимир Исаев профессор Института стран Азии и Африки МГУ «Президент Ливана упорствует в том, что это только внутреннее дело Ливана, но ему нужно каким-то образом сохранить свое влияние, свою власть. Ливан вообще очень неустойчивое государство: президент может быть только христианином, премьер-министр может быть мусульманином-суннитом. Если внешние силы будут расследовать, они ведь не очень будут смотреть, кому на руку это расследование, а кому не на руку. Посмотрим, правда, какую позицию займут страны залива. Через Бейрут всегда проходили достаточно большие капиталы, которые не только хранились в банках Саудовской Аравии — вот они могут быть заинтересованы в том, чтобы расследование было проведено именно так, как требует президент Ливана, поскольку там могут всплыть очень неприятные для них обстоятельства».
Объявив об отставке своего правительства, теперь уже бывший премьер-министр Ливана Хасан Дияб обратился к населению, заявив, что «в порту Бейрута взорвалось последствие коррупционной системы страны». И что его правительство предприняло попытку создать рабочую команду для решения задач, но «столкнулись с очень толстой и непробиваемой стеной».