Выборы в Белоруссии. Какие выводы можно сделать о дальнейшей тактике Лукашенко?
Лента новостей
«Лукашенко, судя по всему, подготовился к жесткому варианту действий», — считает политолог Георгий Бовт, ему надо «обезглавить протест и как-то дезорганизовать его»
Обновлено 10 августа в 00:45
В Белоруссии 9 августа состоялись выборы президента, голосование завершилось. Явка, по последним данным ЦИК, составляет 79%. Согласно экзитполам, Лукашенко набрал 79,7% голосов, у Тихановской 6,8%, сообщает РИА Новости. Глава ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина обратилась к проигравшим кандидатам с призывом спокойно принять поражение, поздравить победителя и не волновать массы.
О том, какие выводы можно сделать сейчас о дальнейшей тактике Лукашенко по тем действиям, которые он уже совершил, Business FM поговорила с политологом Георгием Бовтом.
— Лукашенко, судя по всему, подготовился к жесткому варианту действий, и, видимо, две вещи ему надо будет сделать: конечно, это обезглавить протест в этом случае и второе — как-то дезорганизовать его. Наверное, он может выключить интернет в стране или какие-то такие действия предпринять подобные.
— А что вы подразумеваете под обезглавливанием? Аресты, задержания?
— Да, задержания, уже были на это намеки, некоторые члены штабов уже задерживались сегодня. Вероника Цепкало уехала из страны. И я думаю, что по отношению к Тихановской тоже могут быть предприняты какие-то репрессивные действия. Хотя она, мне кажется, не очень тянет на боевого организатора протестов. Скорее всего, пойдет по стихийному варианту, наверное. А протест без организации долго продержаться не сможет.
— А как вы думаете, есть ли у Лукашенко план Б на случай, если протесты все-таки приобретут всеобщий характер, массовый?
— По идее, конечно, должен быть, но для этого должен кто-то прийти и сказать: Александр Григорьевич, если на улицы выйдут 100 тысяч человек или больше, то мы не гарантируем, что мы будем по ним стрелять, и не гарантируем, что мы вас будем защищать. Сказать ему этого некому. Поэтому я думаю, что разработанного плана Б нет по причине страха его окружения такой план ему предложить на утверждение.
— Приходят сообщения, что стягивают войска, спецтехника стоит.
— Войска — это все-таки еще план А. Это план А — максимально подавить протест в зародыше, и дальше все зависит от того, есть ли за этим протестом организация и решимость самих протестующих идти до конца. Потому что одно дело ходить, условно говоря, в Хабаровске, когда тебе не противостоит никакая сила, и этот протест все равно выдыхается по мере прохождения времени, он не идет по нарастающей. А другое дело, когда тебе противостоят танки. Мы помним, как это было в Москве в 1991 году, и тогда у протеста были организаторы. И у него появился лидер довольно скоро. А если протест обезглавить и дезорганизовать, то, наверное, и Великой Октябрьской социалистической революции не было бы.
— Как вы думаете, какую позицию займет Россия? И вообще, как можно охарактеризовать подход Запада и подход России к сложившейся ситуации?
— Россия не любит «цветных революций», не любит лидеров, которые пришли на волне «цветных революций». Звонок Путина Лукашенко, мне кажется, расставил последние точки над i по неприятной ситуации с 33 так называемыми вагнеровцами. Я думаю, что этот инцидент вскоре будет исчерпан и никакой Украине их не отдадут. В крайнем случае поговорят еще раз и скажут, что проблема решена. И никаких заявлений о том, что мы поддерживаем какие-то честные выборы и так далее, и тому подобное, мы делать тоже не будем, потому что наши наблюдатели, которые есть в Белоруссии, они и так говорят, что уже и так все очень честно. А европейцы могут просто не признать белорусские выборы, но это ему не впервой, поэтому он это как-то перетерпит.
— Ну да, он уже и заявил, что рассчитывает на это, и просто просит не пугать его санкциями.
— Да он, в общем, и не боится. А потом чего его пугать санкциями? Пока он будет задираться периодически с Путиным, Европа до определенного момента будет его терпеть. Мне кажется даже, если обойдется без большой крови, то никаких персональных санкций против Лукашенко тоже не введут. Будут смотреть дальше, как он троллит Кремль.
В соцсетях появляются фотографии сложенных в гармошки бюллетеней, о том, что это значит, Business FM рассказала жительница Минска Анна.
— На моем участке все было нормально, мне сразу дали нормальный бюллетень, не запрещали фотографировать, вообще никак не препятствовали. На участке моих знакомых тоже все было в порядке, единственное, что сейчас уже скоро закончится все, сейчас уже огромные очереди, как-то все очень медленно двигается, и где-то уже вообще бюллетени закончились, хотя голосовать еще часа два, где-то уже даже итоговый протокол повесили, кто как работает, скажем так.
— Видела в соцсетях фотографии бюллетеней, сложенных в гармошечку, веер, это якобы знак того, что голосуют за альтернативного кандидата. Правда так?
— Да, правда, мы, когда голосовали, все складывали бюллетени в такую гармошку, чтобы было труднее фальсифицировать. На некоторых участках была прозрачная урна, и там по фотографиям полностью заполнена гармошками такими.
Складывать бюллетени гармошкой призывал накануне штаб Тихановской, чтобы при подсчете было трудно их положить в стопку за Лукашенко. Такой подход уже неоднократно использовался избирателями, говорит политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Евгений Минченко политолог, директор Международного института политической экспертизы«В инструкции сказано, что бюллетень должен был сложен, ну вот люди его и сложили. Какой формы, два раза они сложили, три, пять, восемь, это уже их дело. Поэтому, я думаю, что юридически очень сложно эти бюллетени назвать испорченными. Подобного рода попытки были локально на региональных выборах, так, чтобы нечто подобное использовали на выборах общенациональных, я не припоминаю. Мое мнение, что там с командой оппозиции работали профессиональные политтехнологи. Это видно и по визуализации, которую они делают, и по имиджевому моделированию, и по технологии очень американской организации массовых акций. Сегодня самое главное начнется во время подсчета бюллетеней, потому что по белорусскому законодательству наблюдатели не имеют права участвовать в подсчете бюллетеней, а тем более этого не имеют права избиратели. Тем не менее в своем ролике последнем эта троица оппозиционных женщин-политиков призвала всех избирателей приходить на избирательные участки к закрытию, оставаться и требовать честного подсчета голосов. Я думаю, что первые стычки начнутся на избирательных участках сегодня после закрытия голосования».
Итоги выборов комментирует политолог, эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.
— Совершенно ожидаемы те данные, которые официальные власти публикуют, где безоговорочная победа Александра Лукашенко. В этом даже никто не сомневался, что именно так будет преподнесено. С другой стороны, в этот раз возник феномен протестного голосования, и те данные, которые публикует другая сторона, оппозиция, можно так ее назвать теперь, показывает победу Тихановской. Я предполагаю, что в ближайшее время будут опубликованы данные интернет-инициативы «Голос», где было зарегистрировано более 1,2 млн человек, белорусских избирателей. Они оставили свои голоса, и очевидно, что там, конечно, победит Тихановская, я даже в этом не сомневаюсь. И это создаст в Белоруссии, можно сказать, двоевластие такое формальное и покажет настроение в обществе, которое отличается от официальных данных. То, что мы видели огромные очереди в Москве, в Петербурге, в других городах, где люди шли на избирательные участки, — это показатель высокого антирейтинга Александра Лукашенко. Как он с этим будет дальше жить, это вопрос, потому что в глазах белорусской общественности, мне кажется, он теряет легитимность. Не было ведь очередей за Лукашенко на митингах, не было концертов в его поддержку, в отличие от Тихановской, которая собирала стадионы в Белоруссии. И какие бы сейчас официальные данные власти ни предоставили, часть какая-то — большая или меньшая, сложно сейчас оценивать — белорусского общества не примет эти показатели. Это будет, наверное, особенностью этой кампании. И плюс я думаю, что сегодня протесты, которые начались, они не закончатся сегодняшним днем, будут расширяться, думаю, что еще завтра что-то будет, может быть, в другие дни. Насколько масштабными будут эти протесты, сказать сейчас сложно. Как их Лукашенко пересидит и передержит, переживет, как он с этим будет расправляться, вот это главный вопрос, который сегодня, я думаю, его беспокоит в первую очередь, потому что от этого зависит его дальнейшая судьба как президента.
— Как будет решена проблема с противоречивыми данными, неужели настолько нет шансов, что не прислушаются к противной стороне?
— Конечно, нет. А если Лукашенко захочет нарисовать 90%, сделают 90%, в этом нет никаких проблем. Единственное, что я могу предположить, что может возникнуть такая история, что Запад может признать Тихановскую, будет вариант Венесуэлы, когда признали другого лидера победителем кампании. Почему нет? Если доказательная база «Голоса» ляжет в основу того, что побеждает Тихановская, где люди присылают фотографии своих бюллетеней, и если в это поверят за рубежом, то я допускаю такой сценарий, что будет признан другой победитель гонки.
— Учитывая ту активность, которая сейчас развернулась, в общем, люди выходят с энтузиазмом.
— Масштабные протесты были, может быть, в меньшем масштабе, и всегда это заканчивалось репрессиями и долгими годами апатии общества, арестами политиков, журналистов и так далее. Я предполагаю, что Лукашенко сейчас сделает все возможное, чтобы попытаться все протесты в Белоруссии свести на нет и снова повесить железный амбарный замок на все какие-то гражданские активности. В первую очередь пострадают журналисты, пострадают бизнесмены, которые поддерживали альтернативных кандидатов. Будут запрещены в стране выступления артистов, которые пели на концертах, будут арестованы или выдворены из страны белорусские граждане, подчеркиваю, белорусские граждане, которые так или иначе выражали свой протест по отношению к Лукашенко. И будут уволены тысячи белорусских граждан, которые поставили свои подписи за альтернативных кандидатов. Так Лукашенко ответит на то, что его, можно сказать, публично унижали два с половиной месяца. А для него это было унижение, он человек, который не привык проигрывать. И для него появление любых кандидатов, за которыми идут люди, это унижение.
Между тем соратники Тихановской заявили, что по результатам их альтернативного подсчета голосов она набирает на выборах более 80%.