16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.13 / ₽ 7284
  • RTS878.30
7 августа 2020, 17:50 Компании

Онлайн-сервисы пожаловались на «Яндекс» в антимонопольную службу

Лента новостей

Претензии вызывает специальный виджет «Яндекса» в поисковой выдаче, который уводит пользователей на сервисы компании. Из-за этого другие компании теряют трафик, клиентов и вынуждены больше платить за продвижение

Фото: Андрей Махонин/ТАСС

Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», Tutu.ru, Drom.ru, «2ГИС» и Zoon направили в ФАС жалобу на «Яндекс» из-за злоупотребления доминирующим положением, пишет «Коммерсантъ».

Суть претензий заключается в том, что «Яндекс» использует так называемые колдунщики. Это виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска на самом видном месте, когда пользователи ищут, например, фильмы, билеты, квартиры и прочее. Эти «колдунщики» уводят пользователя на сервисы «Яндекса», а у других компаний нет возможности туда попасть. Из-за этого они теряют трафик, клиентов и вынуждены больше платить за продвижение, говорит исполнительный директор IT-коалиции Игорь Наймушин.

Игорь Наймушин исполнительный директор IT-коалиции «Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу в связи с нарушением «Яндексом» федерального закона «О защите конкуренции». Это системная проблема, которая сегодня стоит перед всей интернет-отраслью в России. Она связана со следующим: у нас есть интернет-поиск, это ключевой канал для привлечения пользователей для интернет-компаний. При этом почти 60% всех поисковых запросов в стране приходится на долю «Яндекс-поиска». Одновременно с этим «Яндекс» владеет еще более чем 80 сервисами, которые конкурируют с остальной отраслью. Это заказ авиабилетов, это различные услуги, это реклама, это недвижимость, это кинофильмы, путешествия и так далее. Компания «Яндекс», с нашей точки зрения, недобросовестно использует свое доминирование на рынке поиска в ущерб конкурентам на смежных рынках за счет так называемых колдунщиков. Они доступны только «Яндексу». И они недоступны другим игрокам рынка. Они демонстрируются в результатах общего поиска в обход правил ранжирования. С нашей точки зрения, это нарушает российское законодательство, это требует изменения и корректировки».

В «Яндексе» сообщили Business FM, что «колдунщики» не закреплены на первых позициях поиска и показываются на них не только собственные сервисы. Форматом виджетов сервисы могут пользоваться не только в «Яндекс.Директе», но не все хотят там работать из-за того, что «новые решения требуют от них технических доработок», считают в «Яндексе».

Такие интерактивные виджеты — мировой отраслевой стандарт, говорят в «Яндексе». Однако это не совсем так, отмечает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей КарпенкоАлексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Яндекс» немного лукавит, когда говорит, что это общемировой стандарт. Дело в том, что в мире не так много поисковиков уровня «Яндекса». Мы можем назвать Google и по большому счету на этом остановиться, может быть, еще пару поисковиков. Соответственно, говорить о том, что существует какой-то выработанный, годами апробированный и принятый рынком стандарт, сложно. У них нет других законных рычагов, каким образом повлиять на эту ситуацию, кроме как обратиться в антимонопольную службу. Совершенно такие же споры были и на Западе, те же самые претензии предъявляются компании Google как на американском рынке, так и на европейском рынке. И Google поменял связанную с этим политику. Они изменили свою политику в отношении таких сервисов. То есть регуляторы на Западе добились от Google послаблений, связанных с поисковыми выдачами конкурирующих сервисов. Я предполагаю, что Федеральная антимонопольная служба пойдет по тому же пути, потому что здесь неравенство сторон в доступе к потребителю совершенно очевидно. Понятно, что «Яндекс» имеет преимущество, он определяет правила игры. В данном случае всем должен быть предоставлен равный доступ и равные возможности конкурировать в глазах потребителей. И «Яндекс» не должен свои сервисы ставить впереди всех, злоупотребляя тем, что это его площадка».

Спорить с «Яндексом» по поводу «колдунщиков» сервисы начали еще в 2019 году, отмечает «Коммерсантъ». Тогда «Яндекс» представил новый рекламный формат, визуально напоминающий «колдунщиков», но компании он не устроил.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию