МЭР отчиталось о льготных кредитах бизнесу. Что говорят сами предприниматели?
Лента новостей
Пострадавший от пандемии бизнес получил льготные кредиты почти на триллион рублей. Если компания на 90% сохраняет персонал, то и тело займа, и проценты за нее выплачивает государство. Как это работает в реальности?
Егор Мецлер — владелец сети кафе-мороженое в Новосибирске. Работали в основном в торговых центрах. Из-за пандемии они закрылись, соответственно, и кафе пришлось закрыть. Бизнесмен сначала хотел подать заявку на беспроцентный зарплатный кредит. Но потом выяснил, что с выделенных денег придется платить налоги, то есть 43% с каждого МРОТа — страховые взносы и НДФЛ. Такая сделка предпринимателя не устроила.
Потом государство предложило двухпроцентный кредит, который можно тратить не только на зарплаты, но и на развитие бизнеса. Егор Мецлер подал заявку, банк ее одобрил. Но предприниматель в последний момент отказался — слишком много рисков.
Егор Мецлер владелец сети «Кафе-мороженое» в Новосибирске «Я отказался еще до кредитного договора, потому что они никак, почему-то, не могли его показать, то есть из серии, когда приду его подписывать, тогда вы его увидите, а так мы его не можем вам показать. Почему, я так и не понял. Если я, допустим, не выполню какое-то из условий, либо посчитают, что я его не выполнил, или выполнил некорректно, я должен буду с 1 апреля, в течение двух месяцев выплатить полностью кредит».
Другая ситуация у Надежды Старкиной, она генеральный директор петербургской компании «Просервискорпорейтед», это туризм и розничная торговля. Предприятие обратилось за двухпроцентным кредитом в банк, предоставило необходимые документы. Но банк потребовал дополнительные бумаги. Не будем вдаваться в юридические тонкости, но одно из требований противоречило уставу компании. Параллельно бизнесмены подали заявку в другие банки. Но им отказали на основании того, что это повторная заявка. Хотя нигде не сказано, что нельзя подавать заявки в несколько банков. Не брать, а именно подавать, обращает внимание Надежда Старкина.
Надежда Старкина генеральный директор петербургской компании «Просервискорпорейтед» «Недопустимо взять деньги несколько раз в разных банках, а подать заявку допустимо. Но мне постоянно приходит ответ «нет», и причем причина в том, что повторно подана заявка. Я переживаю, что, может быть, кто-то взял на нашу фирму этот кредит, может быть, какой-то банк не отозвал нашу заявку. Но самое обидное, что никто ничего не знает, и, во-вторых, прошло уже два месяца, я с 1 июня пытаюсь получить хотя бы какую-то господдержку».
Тем не менее бизнес этой программой активно пользуется. Как сообщили в Минэкономразвития, всего российские компании получили льготные кредиты почти на триллион рублей. Из них треть — под 2%. И если компания сохраняет 90% персонала, то и проценты, и тело кредита банкам отдаст государство. Деньги выдают ежемесячно, из расчета один МРОТ на сотрудника.
Но вот ситуация Яны Горшковой, у нее в Череповце театр танца и студия хореографии. Несколько сотрудниц в декрете, они полную ставку не получают. Еще есть те, кто совмещает и получает полставки. И вроде бы кредитные деньги можно тратить на любые бизнес-цели. Но что будет, когда выяснится, что одним сотрудникам заплатили половину МРОТа, другим еще меньше? Это будет нарушением условий? Никто объяснить не может, говорит Яна Горшкова, которая в итоге получила льготный кредит.
Яна Горшкова предприниматель «Это такой кот в мешке — в кредитном договоре вообще ничего не указано конкретно, просто это стандартный договор. Поэтому на данный момент мы готовимся к тому, что, возможно, в декабре нам скажут, что мы нарушили, потому что мы не выплачиваем один МРОТ».
Многих останавливает еще и то, что если кредит уже взят, а большую часть персонала сохранить не удастся (допустим, уволятся по собственному), то компании придется самой возвращать банкам деньги, причем не под 2%, а по рыночной ставке. Но если бы Яна Горшкова не воспользовалась этой программой, ей пришлось бы уволить преподавателей хореографии, потому что платить зарплату было нечем. А это самые ценные сотрудники. И еще неизвестно, что хуже — отдавать банкам деньги или потом искать профессионалов, без которых работать в принципе невозможно.