«Сейчас это смерть, он умер». При пожаре в соборе Святых Петра и Павла в Нанте очень сильно пострадал орган
Лента новостей
«Похоже на то, что это что-то криминальное, потому что полиция обнаружила, что было три очага поджога. Полиция начала расследование как криминальное дело», — рассказал глава редакционного совета газеты «Русская мысль» Виктор Лупан
На западе Франции в Нанте 18 июля случился пожар в соборе Святых Петра и Павла. По этому поводу уже высказались почти все общественные и политические деятели Франции, начиная с президента Макрона. Новый премьер-министр Жан Кастекс аннулировал свое субботнее расписание и приехал в Нант, чтобы выразить солидарность с жителями города. Полиция 19 июля задержала для проверки в рамках расследования дела о пожаре 39-летнего мужчину.
Самой пострадавшей частью собора стал его орган. «5500 его труб не перестают воспевать красоту с убеждением, но не без нюансов, в гармоничном диалоге, чередующем мистическую мягкость и впечатляющую мощь tutti», — говорится на сайте собора. Органный термин tutti означает полное звучание, когда одновременно работают соответствующие трубы всех регистров. Это то самое звучание, когда по коже бегут мурашки.
Считающийся классическим образцом эпохи барокко и изготовленный в 1620 году мастером Жирарде большой орган собора Святых Петра и Павла в Нанте за свою историю несколько раз избегал уничтожения. Так, во время Французской революции органист спас его от восставших тем, что сыграл на нем «Марсельезу». Но теперь он восстановлению не подлежит, рассказывает русский гид по долине Луары Мария Кузьмина.
Мария Кузьмина гид по долине Луары «Это была Вторая мировая война, во время бомбежки он был поврежден, реставрировали его довольно долго. Буквально через два месяца после того, как его ввели в использование, начался пожар, это было 28 января 1972 года. Мастер, который его реставрировал, прямо ночью вместе с рабочими кинулся к пожарным, и они накрыли его чехлом прямо в огне. Сейчас это смерть, он умер, расплавились трубы и площадка, на которой он стоит, выбило витражи, которые за ним, они расплавились, это были витражи XVI века».
Пожары во французских соборах вообще вещь нередкая. Но сейчас, несмотря на то что официальных результатов следствия еще нет, мало кто сомневается в том, что речь идет о поджоге. Культовые здания во Франции вообще и церкви в частности периодически, причем на протяжении уже столетий, становятся жертвами актов вандализма. И в последние годы они участились.
Кто стоит за нынешним поджогом, неясно. Но есть интересная деталь: собор в момент начала пожара был заперт, а согласно заявлению прокурора Нанта, следов взлома на его дверях обнаружено не было. То есть либо это был кто-то свой, либо к поджогу тщательно готовились.
Так или иначе, но полиция почти наверняка найдет злоумышленников, считает глава редакционного совета парижской газеты «Русская мысль» Виктор Лупан.
Виктор Лупан глава редакционного совета парижской газеты «Русская мысль» «Когда загорелся собор Парижской Богоматери, то выяснилось, что это практически единственный собор во Франции, который никогда не горел. Но горели в основном не потому, что их кто-то поджигал, нантский собор тоже уже горел, тоже случайно загорался, там ремонт был, еще что-то. На этот раз похоже на то, что это что-то криминальное, потому что полиция обнаружила, что было три очага поджога, причем не одновременных, а один за другим. То есть это явно совершенно, что кто-то или группа людей поджигала. Полиция начала расследование этого дела как криминального. Сейчас ищут этих преступников, могут быть разные совершенно причины».
Французский фонд наследия уже объявил общенациональный сбор средств на восстановление большого органа собора в Нанте. «Этот общенациональный сбор проводится в партнерстве с министерством культуры», — говорится в его заявлении.