Сергей Собянин сообщил о наличии иммунитета к коронавирусу почти у 60% москвичей. Откуда такие цифры?
Лента новостей
Совсем недавно столичные власти говорили, что антитела выявлены лишь у каждого пятого из прошедших тестирование
Заявление Сергея Собянина о наличии «коллективного иммунитета» к коронавирусу более чем у половины москвичей 17 июля распространило РИА Новости. «И в Москве, и в Нью-Йорке создан коллективный иммунитет примерно у 60% населения», — цитирует мэра агентство. В материале не приводится каких-либо пояснений, разве что о том, что, по мнению Собянина, в Нью-Йорке «процесс прошел за месяц» и здравоохранение не справилось с нагрузкой, а власти Москвы успешно «сгладили пик» вспышки.
Эти утверждения противоречат данным о промежуточных результатах массового ИФА-тестирования москвичей — как сообщили 14 июля в мэрии, антитела к коронавирусу обнаружены у 21,7% участников обследования. Более того, проецировать эту цифру на всех жителей столицы нельзя — речь идет не об исследовании со случайной взвешенной выборкой, а о результатах конкретных людей, которые решили принять участие в исследовании. Заявление Собянина требует пояснения, считает врач-иммунолог Владимир Болибок.
Владимир Болибок врач-иммунолог «Конечно, жаль, что мэр не назвал источника такой информации, то есть какая из исследовательских групп сделала соответствующие измерения. Но анализ предыдущей литературы показывает, что это может быть результат перекрестного иммунитета к другим коронавирусным инфекциям либо результат так называемой скрытой сенсибилизации, то есть, когда вирус попадал в организм, у человека срабатывал так называемый неспецифический иммунитет, отражал эту вирусную атаку, но при этом образовывались и клетки так называемого специфического иммунитета. Вполне такой сценарий развития иммунитета правдоподобен, но хотелось бы, конечно, узнать и увидеть опубликованные работы на эту тему. Очень важно сейчас точную научную информацию знать».
За день до этого Собянин назвал ту же цифру в интервью «КП». «Мы видим, что уже более 20% москвичей точно имеют антитела к коронавирусу. А по мнению ученых, эта цифра еще выше — около 60%», — приводит газета слова чиновника. Мэр объяснил это тем, что «у людей есть еще Т-клеточный иммунитет на уровне рецепторов, которые распознают вирус и начинают с ним бороться. То есть у большинства москвичей организм уже знает, что такое коронавирус, и может противостоять ему».
Поэтому, по словам Собянина, «никакого колоссального всплеска заражения» в столице в ближайшее время не будет. О роли Т-клеток рассказывает старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, кандидат биологических наук Александр Панчин.
Александр Панчин старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, кандидат биологических наук «Совершенно верно, что есть Т-клетки, которые играют важную роль в иммунной системе, и Т-клетки не производят антител. Однако сомнительным мне видится тезис о том, что утверждается, что у человека есть иммунитет и при этом у него нет антител. Почему же антитела у него не появились? И почему таких людей, по мнению Собянина, так много? Мне кажется, что тут какая-то путаница возникла, тем более что никто не указывает источник того, как они померили Т-клеточный иммунитет, как они это установили. В случае с антителами мы знаем примерно, какие тесты используются и как они используются, есть хотя бы описание процедуры. То есть, действительно, антитела — это не единственный механизм защиты от вирусов, но при отсутствии антител говорить о человеке, о том, что у него есть иммунитет, причем говорить так уверенно, — это какое-то новое слово».
Информацию о масштабах иммунизации москвичей следует интерпретировать с особой осторожностью с учетом новейших данных о длительности иммунного ответа на COVID-19. Исследования о довольно быстром снижении титров антител у переболевших коронавирусом в последние недели появляются одно за другим.
В одной из последних работ за авторством трех десятков ученых из семи вузов и госпиталей Великобритании говорится о том, что у пациентов с легким течением болезни уровень антител может снижаться почти до необнаружимых уровней уже через два месяца после заражения. Примерно столько же времени назад в Москве фиксировалась пиковая заболеваемость коронавирусом.