Суд санкционировал арест губернатора Хабаровского края
Лента новостей
Сергей Фургал заключен в СИЗО на два месяца. В суде стало известно, что политику вменили совершение двух преступных эпизодов. Свою вину он категорически не признал
Басманный суд Москвы арестовал на два месяца, до 9 сентября, губернатора Хабаровского края Сергея Фургала по делу о заказных убийствах предпринимателей. По ходатайству следствия, представитель которого ссылался на угрозы фигурантам дела, процесс прошел в закрытом режиме. «Ходатайство следствия удовлетворить, избрать Фургалу меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 9 сентября», — сказал судья Артур Карпов.
На избрание меры пресечения Сергея Фургала доставили около десяти часов утра. Его дело досталось судье Артуру Карпову, который в свое время санкционировал арест губернатора Кировской области Никиты Белых.
Обвиняемый был в синем костюме, который был на нем во время задержания в Хабаровске, а его лицо скрывала медицинская маска. Одной рукой он был прикован к конвоиру.
Спустя два часа, когда его четверо адвокатов наконец изучили материалы дела, стало понятно, почему политик ответственно отнесся к мерам предосторожности. Когда устанавливали личность, он сообщил, что перенес операцию на легком и страдает хроническим бронхитом. Также у подследственного оказалась аллергия на латекс.
Обвиняемый сообщил, что официально разведен, хотя находится в гражданском браке и имеет двух сыновей 29 и 19 лет, а также взрослую приемную дочь, у которой уже собственная семья. Оба сына, включая старшего, оказались студентами (первый учится в филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ в Хабаровске, а второй — в МГУ в Москве), их содержит отец. Судья не мог понять, почему старший сын все еще находится на иждивении отца. «Он пока не может самостоятельно заработать, чтобы обеспечить себя. Я ему помогаю», — заступился за сына фигурант.
Дело Фургала досталось следователю по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ Юрию Буртовому (известен тем, что расследовал дело сотрудника ЮКОСа Алексея Пичугина, а также ведет третье уголовное дело в отношении экс-главы нефтяной компании Михаила Ходорковского). Он попросил закрыть процесс. Свою просьбу генерал юстиции обосновал тем, что «в ходе следствия от ряда участников уголовного судопроизводства было заявлено об угрозах, и в отношении них приняты меры госзащиты», по всей видимости, имея в виду давшего показания на губернатора бизнесмена Николая Мистрюкова.
Ходатайство следователя поддержал другой генерал юстиции, Сергей Бочкарев, прославившийся в процессах по изъятию имущества полковника МВД Дмитрия Захарченко, губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и экс-мэра Владивостока Андрея Пушкарева. По его мнению, это «будет способствовать сохранению личных данных участников судопроизводства и их безопасности».
Сам Сергей Фургал и его адвокаты оставили данный вопрос на усмотрение суда. «Что касается меня, то в мой адрес не поступало никаких угроз. Я не вижу угроз в отношении меня и окружающих. Что касается других, мне сложно судить, оставляю на ваше усмотрение», — сказал губернатор. Аналогичную позицию высказали его адвокаты. В итоге судья попросил зрителей покинуть зал, и остальная часть слушания прошла за закрытыми дверями.
Впрочем, она заняла меньше часа. В ходе нее, как рассказал журналистам один из защитников фигуранта Борис Кожемякин, защита просила отклонить ходатайство следствия о заключении Фургала под стражу до 9 сентября. Сам же губернатор заявил о полной непричастности к инкриминируемым преступлениям.
Защитник пояснил, что накануне его клиенту предъявили обвинение по двум эпизодам: в организации покушения на убийство и убийства. Однако кого, по версии следствия, Фургал приказал лишить жизни, адвокат не уточнил, сославшись на подписку о неразглашении данных предварительного следствия. Позже, в ходе оглашения судьей решения, стало известно, что речь идет о покушении на амурского предпринимателя Александра Смольского и об убийстве бизнесмена Евгения Зори в 2004 году.
Впрочем, сам подследственный, по словам адвоката, в суде заявил о своей полной, категорической непричастности к преступлениям. «Никаких прикосновений к инкриминируемым преступлениям у него нет», — рассказал Кожемякин о позиции своего клиента.
При этом адвокат отметил, что защита не видит в деле политической составляющей. «Политическая составляющая — не наш аспект. Здесь политика ни при чем. Убиты были конкретные люди. В какой партии кто из них состоял, для Уголовного кодекса не имеет значения. Все равны перед законом», — подчеркнул юрист.
По словам Кожемякина, ознакомившись с частью материалов следствия, защита сочла их «неубедительными». «Это не только мнение защиты, но и нашего подзащитного», — добавил он. Адвокат подчеркнул, что не верит в причастность своего клиента к заказным убийствам, так как он по образованию врач. «Он по образованию врач, имеет достаточно многолетнюю практику. Он терапевт-невролог. Учитывая клятву Гиппократа, я считаю, что деятельность доктора несовместима с противоправным лишением жизни» — такую точку зрения озвучил защитник.
В суде он и его коллеги также апеллировали к тому, что 15-летний срок давности по инкриминируемым преступлениям уже истек. Они просили избрать их клиенту любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы, однако не конкретизировали, какую именно.
Однако, взвесив доводы сторон, суд счел убедительными аргументы следствия, которые поддержал прокурор. Следователь Юрий Буртовой, как стало известно позже, привел стандартные, но весомые доводы о том, что Фургал обвиняется в совершении особо тяжких преступлений. По его словам, находясь на свободе, обвиняемый может оказать давление на свидетелей, склонив к даче ими показаний в его пользу. Также прозвучал аргумент о том, что Сергей Фургал обладает значительными связями и ресурсами среди высокопоставленных чиновников правоохранительного блока и может воспользоваться ими, чтобы помешать расследованию.
В итоге, отметив, что фигурант не имеет заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей, суд удовлетворил просьбу об аресте губернатора Хабаровского края до 9 сентября. Защита заявила о намерении обжаловать принятое решение в Мосгорсуде.
Адвокаты Борис Кожемякин, Марина Горбачева и Максим Самойлов назвали доводы следствия предположениями. Они заявили, что их подзащитный знал о расследовании дела, однако от следствия не скрывался, никому не угрожал и не пользовался должностным положением для того, чтобы помешать расследованию.
Полет в Москву
О задержании главы дальневосточного региона стало известно в ночь на 9 июля. Спецназ ФСБ совместно с сотрудниками Следственного комитета остановил внедорожник политика, когда он ехал на работу. Самолетом его доставили в Москву, где предъявили обвинение в организации покушения на убийство и двух убийств предпринимателей (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 105 УК РФ) в 2004-2005 годах в Хабаровском крае и Амурской области. После этого состоялся допрос фигуранта. Процедура заняла шесть часов. Вину он не признал.
Сергей Фургал занял свой пост в 2018 году. Сразу же после задержания источники ТАСС и РИА Новости сообщали, что губернатора Хабаровского края подозревают в организации расстрела бизнесмена Евгения Зори в 2004 году, убийства его делового партнера Олега Булатова в 2005 году и покушения на амурского предпринимателя Александра Смольского.
Признание «досудебщика»
СМИ стали известны подробности одного из преступлений. По данным РБК, у Фургала был конфликт с Евгением Зорей из-за здания завода, а разбирательство в арбитраже завершилось не в его пользу. Местный криминальный авторитет Михаил Тимофеев предложил Евгению Зоре убить Фургала, но он отказался, и тогда Тимофеев пошел к его оппоненту. Предпринимателя расстреляли в октябре 2004 года на улице Серышева в Хабаровске из пистолета Макарова.
В 2019 году по подозрению в совершении перечисленных выше преступлений был арестован другой бывший деловой партнер Фургала, экс-депутат и бывший совладелец завода «Амурсталь» Николай Мистрюков. Именно он дал показания против Фургала в рамках досудебного соглашения со следствием о сотрудничестве, сообщал источник РБК. Он взят под госзащиту. СКР заявил, что следствие располагает показаниями не только соучастников, но и свидетелей и потерпевших. В рамках того же дела год назад были арестованы Марат Кадыров, Александр Карепов и Андрей Палей.
Президент спортивного клуба «Моисей» Михаил Тимофеев, ставший внештатным помощником Сергея Фургала в бытность последнего депутатом Госдумы от ЛДПР, в 2011 году был осужден на восемь лет колонии за вымогательство.
Соратники по несчастью
Что же касается Сергея Фургала, то следствие проверяет его на причастность к другим особо тяжким преступлениям, совершенным на территории Хабаровского и Приморского краев и Амурской области, в частности к исчезновению руководителя АО «Стим» Эдуарда Кучинского, а также к убийствам Александра Адамова и Романа Сандалова.
Одновременно с Сергеем Фургалом были задержаны депутаты краевой думы от ЛДПР Дмитрий Козлов и Сергей Кузнецов. Им инкриминируют мошенничество. Оба депутата ранее были руководителями завода «Амурсталь», 25% акций которого принадлежит жене Сергея Фургала Ларисе Стародубовой, отмечает РИА Новости. Центральный районный суд Хабаровска 10 июля арестовал их до 8 сентября вместе с неким предпринимателем, сообщил «Интерфакс».