16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.33 / ₽ 8309
  • RTS867.53
7 июля 2020, 19:47 Право
Актуальная тема: Дело Сафронова

«Работа журналиста — разглашать информацию». Что известно о деле Ивана Сафронова?

Лента новостей

Сафронова задержали 7 июля. По версии ФСБ, он передал некие секретные сведения спецслужбе одной из стран НАТО. Что говорят его коллеги и мог ли он как журналист представлять интерес для иностранной разведки?

Иван Сафронов.
Иван Сафронов. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»

Ивана Сафронова, бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», а ныне советника главы «Роскосмоса», задержали 7 июля. По версии ФСБ, он передал некие секретные сведения спецслужбе одной из стран НАТО. По уголовному делу о госизмене ему грозит до 20 лет тюрьмы. Но в чем конкретно его обвиняют, неизвестно.

Ивану Сафронову 30 лет. Он сын известного журналиста Ивана Ивановича Сафронова, погибшего 13 лет назад. Следствие сочло его смерть самоубийством, хотя у коллег иное мнение, они рассказывают, что тот готовил публикацию о продаже российского оружия на Ближний Восток, которая в итоге так и не вышла.

Сын пришел в редакцию еще при жизни отца и продолжил его дело, став военным обозревателем. Он тоже писал об экспорте российского вооружения, рассказывал о гибели наших военных в Сирии, о пожаре на глубоководном аппарате и так далее. Также Сафронов был одним из авторов статьи о возможном уходе из Совета Федерации спикера Валентины Матвиенко. После выхода этого материала Сафронов покинул «Коммерсантъ», а вместе с ним в полном составе уволился отдел политики газеты.

Сейчас некоторые коллеги связывают дело Сафронова с его публикацией о возможной поставке новейших российских истребителей Су-35 в Египет. Материал вышел в «Коммерсанте» прошлой весной, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству инициировала административное дело о разглашении гостайны. Но суда в итоге не было, а материал с сайта издания удалили. Вот что сейчас говорит глава издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Желонкин.

Владимир Желонкин глава издательского дома «Коммерсантъ» «Иван год у нас уже не работает, во-первых. А во-вторых, я там не вижу ничего такого. С той статьей, которая заявлена, я не знаю. Иван — прекрасный журналист, никакой измены родине я в нем не видел. Мне просто не хочется домыслами заниматься».

К слову, в мае уже этого года о том, что Россия продаст Египту истребители Су-35, со ссылкой на источник сообщил ТАСС. Эта заметка и сейчас есть на сайте агентства. Иван Сафронов после ухода из «Коммерсанта» работал в «Ведомостях», покинул издание после смены его акционеров.

В последние два месяца он работал советникам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. В корпорации сразу же заявили, что Сафронов не имеет допуска к гостайне. После задержания «Коммерсантъ» опубликовал заявление в поддержку своего бывшего репортера, назвав его патриотом. Выступили и «Ведомости». Ситуацию комментирует бывший заместитель главного редактора «Ведомостей» Дмитрий Симаков.

Дмитрий Симаков бывший заместитель главного редактора «Ведомостей» «Я могу только сказать, что я шокирован произошедшим. Я не верю в то, что то, в чем его обвиняют, могло быть на самом деле. Скорее всего, это как обычно у нас бывает».

Журналисты, особенно работающие с такими темами, как военно-промышленный комплекс, конечно, могут представлять интерес для иностранных спецслужб. Хотя бы потому, что такие репортеры неформально общаются с высокопоставленными чиновниками и менеджерами оборонных предприятий.

Другое дело, что сами журналисты там не работают, они лишь получают информацию. И подписку о неразглашение они тоже не дают. Поэтому, может быть, стоит обратить внимание не на журналистов, а на тех, кто передает им информацию, говорит военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Виктор ЛитовкинВиктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «Журналисты общаются с разного рода людьми, в том числе с коллегами из иностранных изданий, в том числе и с военными дипломатами, вообще дипломатами, журналистов приглашают на приемы разные и так далее. И конечно, кто-то что-то мог услышать. Понимаете, есть информация — и информация, то есть понять, что эта информация является секретом, очень сложно, потому что информации в воздухе носится очень много, и какая из них секретная, может сказать только тот, кто владеет секретами. Поэтому, если секретоноситель разглашает журналисту какую-то чувствительную информацию, секретную, то, конечно, надо бороться с секретоносителями, которые разглашают эту информацию, а не с журналистами, потому что работа журналиста — разглашать информацию, доводить информацию до людей, это его профессия».

Специальный корреспондент «Коммерсанта» Ольга Алленова считает, что дело может быть связано с источниками журналиста. «У Вани были прекрасные источники, он их никогда никому не сдавал. Даже руководству «Ъ», даже в критических и экстренных ситуациях. И это достойно огромного уважения. Возможно, кому-то понадобилось узнать, что это за источники», — предположила она.

В Кремле заявили, что задержание Сафронова не связано с его прежней работой. Дмитрий Песков назвал его одним из самых профессиональных и талантливых журналистов, но отметил, что и российские контрразведчики тоже делают свою работу очень качественно.

«Коммерсантъ» потребовал сделать процесс над бывшим журналистом открытым, хотя дела о госизмене обычно идут в закрытом режиме. И суд решил, что дело Сафронова пройдет в закрытом режиме. А значит, вряд ли станут известны подробности. В отличие от дела Ивана Голунова, где известно очень много деталей. Иван Сафронов свою вину в суде не признает. Это все, что он успел сказать коллегам перед тем, как за ним закрылась дверь судебного зала.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию