Ваучеры и мили. Есть ли способ вернуть деньги за отмененный из-за пандемии рейс?
Лента новостей
Пассажиры не могут получить не только деньги за авиабилеты — проблемы возникают и с получением ваучеров. Можно ли попасть на внезапную отмену рейса при покупке билета сейчас и как авиакомпании стараются выжить?
В апреле авиакомпания Utair предложила мне обменять авиабилеты на май на мили — но не полную стоимость, а только 50%. В то время было неизвестно, продлят ли режим самоизоляции, билеты были невозвратные, поэтому я решила не рисковать и хотя бы получить половину стоимости. В день предполагаемого полета я проверила — в расписании моего рейса не было. Раз он был отменен, то я могла претендовать на 100-процентную компенсацию.
С тех пор прошло больше двух месяцев, мили так и не начислены, авиакомпания отписывается стандартными формулировками. Не важно, что это мили, а не деньги, Utair всегда так себя ведет с клиентами, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Я занимаюсь высокодоходными облигациями. Utair — это уже притча во языцех. С 2016-го по 2019 год сделал два грабительских рестракта, которые были ровно по такой же схеме. Держателям прощалась половина долгов, они себе прощали либо же выдвигали какие-то немыслимые условия, с ними много судились, но, по-моему, никто ничего хорошего себе не отсудил. Скорее всего, это просто именно Utair и его специфика общения с клиентами, не важно, крупный банк, мелкие инвесторы или пассажир. Стиль примерно один и тот же».
Задержки с компенсацией сейчас могут быть у всех. Но вот объяснить продажу билетов на несуществующие рейсы довольно сложно. Весной, когда была полная неразбериха, неожиданная отмена полета была понятна. Но сейчас карантина нет. Москвич Алексей Чупров в середине июня купил билеты в Сыктывкар туда-обратно. 17 июня он вместе с подругой благополучно улетел туда, а вот с полетом обратно возникли проблемы.
«Когда мы приехали в аэропорт города Сыктывкара, чтобы улететь обратно в Москву, выяснилось, что этот рейс отменен. Но отменен не сегодня, не вчера — в справочной мне ответили, что эти рейсы не летают уже с мая. И обратно этот рейс запустят в августе. Нам, получается, продали билет на рейс, которого нет. Полчаса мы ждали представителя авиакомпании, никаких извинений мы от него не услышали. Он сказал, что компания не могла нам дозвониться, потому что мы указали неверный номер. Но при этом, когда я обратился в справочную, он нам сам позвонил на номер. И на мой вопрос: «Как вы узнали наш номер, если он был неправильный?» — он сказал, что это корпоративная тайна компании. В общем, начал придумывать всякий бред».
Другой пользователь Facebook рассказал, что купил билеты в Минводы, но на следующий день ему пришло сообщение об отмене рейса. Поменять дату не получилось, а заявку на возврат будут рассматривать два месяца. Подобные кейсы могут говорить о том, что авиакомпания всеми способами старается привлечь деньги граждан, а вот отдавать уже ваучерами, милями и неизвестно когда.
Эксперты утверждают, что эту хитрость применяют и другие авиаперевозчики, в том числе зарубежные. Но даже если вы получили ваучеры, не факт, что цены на билеты не вырастут. Можно попробовать вернуть деньги при помощи чарджбэка, если билеты куплены по карте Visa или MasterCard. Для этого нужно написать заявление в банк-эмитент. В случае положительного решения банк опротестует транзакцию. Ждать денег от самих авиакомпаний не стоит, говорит генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
— Надежду получить обратно деньги я бы оставил, потому что физически эти деньги неоткуда их взять. Можно судиться с авиакомпанией, но это абсолютно бесперспективно.
— В случае банкротства можно ли как-то возместить потери пассажирам?
— Тут просто, понятный ответ — нет. По российскому законодательству клиенты, то есть пассажиры, являются кредиторами чуть ли не в последнюю очередь. Сначала налоги, платежи в бюджет, потом зарплаты сотрудникам, а уж потом все остальное. Банкротить авиакомпанию самое невыгодное дело для всех. Обанкротить сегодня Utair может только Сбербанк, если потребует немедленного погашения, он крупнейший кредитор, но они в жизни делать этого не будут, они ведь не сумасшедшие.
Речь о банкротстве Utair идет уже давно, очередной суд должен состояться в конце августа. Компания заявила о дефолте по семи- и 12-летним кредитам. Общий долг Utair — 56 млрд рублей. Отмену рейсов в авиакомпаниях эксперты отчасти объясняют оптимизацией полетов. Надежда на повышенный спрос не оправдалась, самолеты летают полупустые. А отсутствие международных рейсов ставит авиаперевозчиков на грань выживания.
Business FM отправила запрос в Utair 1 июля, на момент публикации материала ответ получен не был.