Суд приговорил режиссера Кирилла Серебренникова к условному сроку
Лента новостей
Ранее суд признал трех подсудимых, включая Серебренникова, виновными в мошенничестве, а бывшую чиновницу Минкультуры Софью Апфельбаум — в халатности
Обновлено в 18:30
Мещанский суд Москвы приговорил режиссера Кирилла Серебренникова к трем годам лишения свободы условно со штрафом в 800 тысяч рублей, с испытательным сроком в течение трех лет в рамках дела «Седьмой студии» — о хищении 129 млн рублей на проекте «Платформа». Об этом сообщает корреспондент Business FM.
«Исправление подсудимых возможно без изоляции от общества», — сказала судья Олеся Менделеева. При назначении наказания она учла ряд смягчающих вину подсудимых обстоятельств. В частности, все они исключительно положительно характеризовались. У Серебренникова было множество наград за профессиональные достижения, у него имеются хронические заболевания, а на его иждивении находится престарелый отец.
Юрий Итин был осужден на три года колонии условно со штрафом в 200 тысяч рублей, а Алексей Малобродский на два года лишения свободы условно со штрафом в 300 тысяч рублей. Софье Апфельбаум суд назначил штраф в 100 тысяч рублей. Однако суд освободил подсудимую от исполнения наказания по статье «халатность» в связи с истечением срока давности.
Также в качестве дополнительного наказания судья запретила Итину и Малобродскому занимать должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных полномочий в учреждениях культуры, первому сроком на три года, а второму — в течение двух лет. При этом суд не наложил таких запретов в отношении Серебренникова.
Арест на имущество подсудимых (денежные средства на счетах в банках, автомобили, квартиры и ювелирные укращения) судья сохранила до исполнения приговора в суде в части «имущественного взыскания».
В ходе оглашения приговора прозвучало, что под арест также попали ювелирные украшения марки Tiffani (кольца, браслеты, колье с бриллиантами), изъятые у тещи Юрия Итина. Она утверждала, что купила их еще в 90-е, и предоставила документы. Однако судью не устроили данные бумаги, так как в них, по ее словам, не был указан собственник украшений.
Возле здания суда приговор встретили овациями, рассказала обозреватель Business FM Александра Сидорова, которая весь день проработала на месте событий.
«Люди, конечно, были в восторге от того, что приговор все-таки условный, потому что в последние, наверное, полчаса после перерыва в воздухе повисло неприятное ожидание, люди обсуждали, какие возможны исходы. Все почему-то были уверены, что как раз Софье Апфельбаум, судя по тому, что до этого озвучивала судья, будет самое мягкое наказание, так в итоге и получилось. Все с огромными овациями, просто невероятными встретили решение о том, что у большинства фигурантов условное наказание, у Софьи в принципе только штраф. Я пообщалась с первыми зрителями и сочувствующими, которые сегодня пришли к театру, и они, конечно, говорят, что это лучшее, что могло быть при таком раскладе, как был сегодня. Один дедушка даже эмоционально кричал, что это день победы, и девушки, стоявшие рядом, улыбнулись и сказали: наверное, да, в таком контексте — это день большой победы, так или иначе».
Защита намерена обжаловать приговор, а Кирилл Серебренников после суда заявил журналистам, что недоволен решением суда.
— Какие планы?
— Ребят, я рад за вас, только не заразитесь, пожалуйста, карантин не кончился. Вы все находитесь в очень опасной дистанции друг от друга, меня это очень волнует. Отойдите друг от друга, пожалуйста, на метр. Я вот показываю, как надо вставать в этой ситуации. Надо вытирать руки санитайзером.
— Кирилл Семенович, но вы довольны? Какие у вас?..
— Я недоволен.
Вот что сказал журналистам бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский.
— Я ощущаю усталость. Я ощущаю безмерную благодарность всем вам, всем друзьям, которые пришли поддержать. И считаю, что этот компромисс, на который пошел суд, это, конечно же, ваша победа, ваше достижение, прежде всего. Ну и плюс наша неготовность, конечно, идти на компромиссы, и, в общем, нужно будет еще продолжать бороться.
— Секунду буквально, Первый канал. Скажите, как отреагировали на этот приговор, ожидали ли такого?
— Я надеялся, что обойдется. Спасибо.
Ранее суд признал Кирилла Серебренникова, а также подсудимых Юрия Итина и Алексея Малобродского виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а бывшую чиновницу Минкультуры Софью Апфельбаум — в халатности по ч. 1 ст. 293 УК РФ. Однако по последней статье истек срок давности, поэтому суд освободил подсудимую от исполнения наказания.
Вместе с тем, первоначально всем четверым подсудимым икриминировалось мошенничество. Обвинение гласило, что учредитель АНО «Седьмая студия» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор этой организации Юрий Итин, Алексей Малобродский и экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум в 2011-2014 годах похитили путем мошенничества 133 млн из 216 млн рублей. Деньги были выделены Министерством культуры РФ на театральный проект «Платформа». Его финансирование велось из бюджета через специально созданную организацию АНО «Седьмая студия». Обвинение гласило, что часть средств была обналичена и украдена. К концу судебного процесса обвинение снизило сумму инкриминируемых подсудимым хищений почти до 129 млн рублей. Подсудимые вину отрицали.
Суд счел, что Апфельбаум «не была осведомлена о преступном умысле» других фигурантов. Она отнеслась небрежно к своим обязанностям, принимая от фигурантов документы о стоимости проведенных мероприятий без надлежащей проверки и контроля.
Судебный процесс длился с 7 ноября 2018 года. Однако в сентябре 2019-го судья Ирина Аккуратова вернула дело в прокуратуру на доследование. Это решение отменил Мосгорсуд, и разбирательство в ноябре 2019 года началось заново под председательством судьи Олеси Менделеевой.
Всего по делу было проведено три экспертизы. Первая сочла, что 133 млн 237 тысяч рублей, обналиченные подсудимыми для театрального фестиваля «Платформа», были похищены. Вторая, напротив, решила, что они сэкономили бюджетные средства. Третья снова пришла к выводу о хищениях, но уже 128 млн 974 тысяч рублей. Министерство культуры, которое было признано по делу потерпевшим, просило удовлетворить иск к подсудимым на данную сумму. Суд удовлетворил иск Минкультуры, обязав возместить причиненный ведомству ущерб Серебренникова, Итина и Малобродского. Заявленные по иску требования к Софье Апфельбаум суд оставил без удовлетворения.
В ходе прений сторон гособвинение требовало приговорить подсудимых к срокам от четырех до шести лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафами от 200 тысяч до 800 тысяч рублей. Адвокаты настаивали на оправдательном приговоре.
В ходе разбирательства подсудимые утверждали, что все бюджетные деньги шли на постановки, а они работали за зарплату. Они заявили, что не знали о сети «обнальных» фирм, которые, по их словам создала главбух «Седьмой студии» Нина Масляева. Последняя, напротив, настаивает, что все происходило с ведома и по указанию руководства «Седьмой студии». Она признала вину и заключила сделку со следствием.
Дело Масляевой суд также направлял на доследование, но затем это решение было отменено. Суд отказал в рассмотрении ее дела в особом порядке, так как в итоге выяснилось, что Масляева не полностью, а лишь частично признала вину. В ее деле также сменилось две судьи. Последняя судья — Анна Сокова — заново начала слушать дело Масляевой 16 июня.