«Решение снизить ключевую ставку сразу на процент можно только приветствовать — ЦБ не стал резать хвост по частям»
Лента новостей
Регулятор ожидаемо снизил ключевую ставку сразу на один процентный пункт впервые с 2015 года — до 4,5% годовых, обновив ее исторический минимум. Годовая инфляция в РФ на 15 июня составила около 3,1%
Обновлено в 17:53
ЦБ снизил ключевую ставку на один процентный пункт. С 22 июня она будет 4,5% годовых. Это новый исторический минимум.
Центробанк будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, говорится в сообщении регулятора. По его данным, годовая инфляция на 15 июня составила около 3,1%.
Банк России отмечает риск замедления инфляции в следующем году ниже цели. «Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и удержание годовой инфляции вблизи 4%», — сообщает регулятор.
ЦБ сохранил прогноз по спаду ВВП России в текущем году в диапазоне 4-6%. При этом он ожидает, что сокращение ВВП во втором квартале может быть более существенным, чем ожидалось.
Решение связано с развитием ситуации в экономике России и на финансовых рынках, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина. Но регулятор не рассматривает столь существенное снижение ключевой ставки как переход к новому стандарту принятия решений в денежно-кредитной политике.
На вопрос о возможном снижении ставки на следующем заседании Набиуллина ответила: «Вполне возможна и пауза, но может быть и снижение». Она также добавила, что не ожидает перехода к отрицательным реальным ставкам в ближайший год.
По словам главы ЦБ, восстановление российской экономики будет более растянуто по времени, чем ожидалось ранее.
«Возможно, что сейчас население будет более осторожно относиться к расходам, предпочтет экономить, откладывать крупные или необязательные покупки. Так или иначе, все это может отразиться на потенциальных темпах роста экономики, а также скорости ее восстановления. Оценить влияние на потенциал сразу сложно. Многое будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики, ситуации с пандемией и снятия ограничений, от настроений и ожиданий бизнеса и населения.
Как мы отмечали ранее, основные негативные эффекты ограничений придутся на второй квартал, в третьем и четвертом кварталах последует восстановление. Полное возвращение ВВП к уровням 2019 года, вероятно, произойдет только в первой половине 2022 года. Низкие темпы роста мировой экономики — это экономическая реальность, с которой мы еще долго будем считаться. Для России это означает ограниченные возможности наращивания экспорта, в том числе в связи с обязательствами в рамках сделки ОПЕК+.
В этих условиях баланс рисков остается смещенным в сторону дезинфляционных факторов. Они в основном связаны с неопределенностью развития ситуации с пандемией в России и мире, скоростью восстановления экономики по мере смягчения ограничительных мер».
Решение совета директоров ЦБ ведущая Business FM Мария Буянкина обсудила с гендиректором УК «Спутник — управление капиталом» Александром Лосевым.
— Никто не сомневался, что ЦБ снизит ставку, вопрос был, на какую величину. Судя по ценам ОФЗ, инвесторы ожидали снижения примерно на 75 базисных пунктов.
— Если честно, я тоже не думал, что ЦБ так резко снизит ставку, поскольку в предыдущем пресс-релизе и в интервью главы ЦБ говорилось о том, что июльское заседание будет еще ключевым. Но если посмотреть пресс-релиз, увидим слово «дезинфляция», «дефляция». Мировая экономика попала уже в дефляционную спираль, которая может усугубить рецессию. Дефляция — это стагнация доходов, низкий экономический рост, падение производства, сферы услуг. Ограничительные меры, снижение внутреннего спроса — все это ведет к дефляции. И с дефляцией бороться гораздо сложнее, чем с инфляцией. И сейчас ЦБ говорит о том, что у нас риски дефляции и мы можем попасть в дефляционную спираль, которая может только усугубить рецессию, необходимо думать и об экономике. В пресс-релизе ЦБ говорит, что есть падение инвестиций, что у экономической активности было достаточно длительное негативное влияние, хотя и не такое серьезное, как ожидалось ранее, но тем не менее оно значительное, соответственно, экономике нужно помочь. Поэтому решение снизить ключевую ставку сразу на процент можно только приветствовать — ЦБ не стал резать хвост по частям.
— Видите ли вы сейчас потенциал для дальнейшего снижения ставки?
— Мне кажется, что ЦБ пойдет в русле всех остальных центральных банков, он сейчас снизит и дальше посмотрит, насколько все факторы, которые влияют на нашу экономику, будут оказывать давление на денежный рынок, на инфляцию и так далее. С одной стороны, снижение процентной ставки сокращает интерес иностранных спекулянтов в игре в рубль, и это может стабилизировать валютный курс и, может быть, даже привести к ослаблению рубля, тогда это инфляционный фактор. Если же это не случится и если Россия по-прежнему будет привлекать иностранных инвесторов хотя бы потому, что растут цены на сырье, нефть и так далее и у нас очень мало долгов, то я думаю, что дальнейшее снижение ставки вполне возможно.
— Увидим ли мы сопоставимое снижение ставок по кредитам, в частности, в ипотеке и по депозитам?
— По ипотеке — может быть. И увидим, конечно, по депозитам. И, наверное, это будет плохо, потому что будет отток вкладчиков из банков, скорее всего, потому что такая ставка даже морально и психологически будет многим неинтересна, соответственно, мы можем увидеть вывод в валюту, то есть, по сути, бегство капитала.
Валютный рынок слабо реагирует на решение ЦБ по ключевой ставке. Курс доллара сейчас опустился ниже 69,5 рубля, евро торгуется ниже отметки 77,8.