«Нам еще возвращаться и возвращаться». Вернулась ли деловая активность в Москве к прежнему уровню?
Лента новостей
О том, что оборот торговых и сервисных предприятий в столице вырос до уровня, который был до введения режима самоизоляции, сообщил заммэра Владимир Ефимов. Business FM спросила у представителей разных отраслей, как они оценивают деловую активность
Деловая активность в Москве практически вернулась к докризисному уровню, заявил заммэра Владимир Ефимов. По его данным, на второй неделе июня общий оборот торговых и сервисных предприятий города вырос на 4,2%, а в некоторых сферах увеличился даже вдвое. Оборот составил 24,5 млрд рублей — это 98% от уровня деловой активности в столице до введения режима самоизоляции, отметил Ефимов.
По словам заммэра, на восстановление повлияли в том числе сбалансированная структура экономики и принятые по решению Сергея Собянина меры поддержки. В четырех антикризисных пакетах — несколько десятков инструментов помощи на общую сумму более 85 млрд рублей.
Как сказал Ефимов, сфера бытовых услуг показала рост по сравнению с предыдущей неделей в два раза. Посещаемость торговых объектов на прошлой неделе также удвоилась.
Business FM спросила у бизнесменов, как они оценивают деловую активность. Посещаемость торговых центров пока не вернулась к прежним уровням, говорит гендиректор Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree и Love Republic) Михаил Уржумцев.
Михаил Уржумцев гендиректор Melon Fashion Group «Трафик в торговых центрах — 70% от уровня прошлого года. Вот такие достижения. В Москве народ не ломанулся. В регионах по-разному ситуация, но во многих регионах лучше, чем в Москве. Москва открылась 1 июня, и вы помните, что до недавнего времени все равно были жесткие ограничения по перемещению, открылась Москва более или менее на прошлой неделе, поэтому первые десять дней трафик вообще был процентов 40-50. В последнюю неделю он подрос, дошел до 70%, но не более того. Может, ситуация будет с каждым днем меняться и улучшаться».
До возвращения к допандемийным временам еще очень далеко, считает ресторатор, глава компании Hurma Management Group Дмитрий Левицкий.
Дмитрий Левицкий ресторатор, глава компании Hurma Management Group «Сейчас рестораны еще закрыты, они откроются только 23 июня. Позавчера в Москве открылись летние веранды, их, по-моему, около трех тысяч, и пока нельзя говорить о том, что мы к чему-то вернулись. Летние веранды есть далеко не у всех ресторанов, и это в любом случае гораздо меньшая площадь. Конечно, на верандах сейчас у нас аншлаги. Есть так называемый отложенный спрос — три месяца люди сидели без заведений. Еще же надо понимать, что мы расставляем столы сейчас на полтора метра друг от друга, поэтому посадка и на верандах еще уменьшена, но ни о каком возвращении пока речи не может идти и еще долго не будет, потому что 23 июня мы откроемся, но откроемся с ограничениями, тоже будет разрежена посадка в ресторанах, мы не можем принимать банкеты, нам еще возвращаться и возвращаться к допандемийным временам. Когда эти ограничения снимут, тогда мы начнем уже говорить о том, что куда-то возвращаемся, и тогда останется основной вопрос: остались ли деньги у людей на все это и насколько мы просядем к прошлому году уже после снятия всех ограничений?»
Что касается российского авторынка, он находится в тяжелом состоянии, говорит директор автосалона «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев.
Ренат Тюктеев директор автосалона «Ауди Авилон» «Потери достаточно значительные, и восстанавливаться рынок будет долго. Активность, которая есть сейчас в автосалонах, это не восстановление рынка, а скорее реализация отложенного спроса. Приезжают в автосалоны и звонят сейчас те клиенты, которые не смогли этого сделать ранее из-за принятых карантинных мер. Но даже отмена карантина не привела к большому ажиотажу на рынке. Контрактная динамика в автосалонах идет по совершенно обычному сценарию. На наш взгляд, такой эффект будет носить достаточно краткосрочный характер и подпитываться будет исключительно большими скидками, которые сейчас есть на рынке. По нашим ожиданиям, рынок в ближайшее время начнет падать, скорее всего, в диапазоне 25-30%, и эта цифра уже сейчас просматривается, если посмотреть продажи накопительным итогом год к году, то есть рынок уже потерял порядка 15%, а в «зеленой» зоне только китайские производители. Стоит не забывать, что в ближайшее время автомобили, которые приедут, скорее всего, будут дороже, что тоже повлияет на отрицательный тренд на рынке».
В конце мая министр экономического развития Максим Решетников указывал, что после отмены части ограничений с 12 мая деловая активность в стране в целом составляла 79% от докризисного уровня.