Суд начал заново слушать дело экс-главбуха «Седьмой студии» Масляевой
Лента новостей
В ее деле сменилась судья. Однако причины этого неизвестны. Также пока неясно, будет ли дело Масляевой слушаться в особом или же в общем порядке
Обновлено в 22:32
Мещанский суд столицы заново приступил к рассмотрению дела бывшего главбуха «Седьмой студии» Нины Масляевой, обвиняемой в причастности к хищению 133 млн рублей, которое, по мнению следствия, имело место при реализации театрального проекта «Платформа».
Об этом Business FM сообщила пресс-секретарь суда Юлия Котомина. «Сегодня процесс начался заново. Было оглашено обвинительное заключение», — сказала она. По ее словам, это связано с тем, что в деле сменилась судья. Вместо судьи Татьяны Шаниной, которая слушала дело Масляевой с декабря 2019 года, оно теперь находится в производстве судьи Анны Соковой. «Решение о передаче дела другой судье принял председатель суда», — сказала Котомина. При этом она не уточнила, с чем связана передача дела.
Масляева единственная из фигурантов громкого дела «Седьмой студии», кто признал вину. Она ходатайствовала о рассмотрении ее дела в особом порядке — без исследования доказательств, но суд ей в этом отказал. Ее дело слушалось в общем порядке.
Четверо других фигурантов, включая режиссера Кирилла Серебренникова, вину отрицают. Их дело рассматривает другая судья того же суда, Олеся Менделеева. Разбирательство длится с осени 2018 года.
Стоит отметить, что особый порядок предполагает упрощенный способ судопроизводства. В этом случае суд не исследует доказательства, и процесс занимает считанные дни. Подсудимый же полностью признает вину. Только в этом случае он вправе претендовать на более мягкое наказание, не превышающее двух третей от максимально возможного срока.
Судья Татьяна Шанина в декабре 2019 года сочла, что Масляева не заслуживает особого порядка. Она пришла к выводу, что фигурантка не полностью, а частично признала вину. Так, Масляева заявила, что не участвовала в хищении бюджетных средств, которые в 2011-2014 годах правительство выделило на популяризацию современного искусства в рамках театрального фестиваля «Платформа», а лишь незаконно получала завышенную зарплату в 150 тысяч рублей, выполняя указания руководства.
По версии Масляевой, автор «Платформы» Кирилл Серебренников, генпродюсер автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» Алексей Малобродский, сменившая его на этой должности Екатерина Воронова (она скрылась от следствия и объявлена в розыск), а также гендиректор данной фирмы Юрий Итин создали сеть по обналичиванию бюджетных денег через ряд коммерческих фирм, которым платился определенный процент. При этом она добавила, что ей неизвестно, куда тратились обналиченные деньги.
В то же время Серебренников, Малобродский, Итин, а также представшая вместе с ними перед судом бывшая чиновница Минкультры Софья Апфельбаум утверждают, что не знали об использовании сети «обнальных» фирм и думали, что Масляева снимает деньги через банковскую карточку «Седьмой студии».
По их словам, живые деньги были необходимы для расчетов с режиссерами, актерами и техническим персоналом. Подсудимые утверждают, что деньги они не крали, а все средства шли на постановки. Они отрицают вину в мошенничестве в особо крупном размере, за которое им грозит до десяти лет колонии.
Адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова «потрясена» тем, что в деле Масляевой сменилась судья. По ее словам, основания для этого должны быть более чем серьезными.
Ирина Поверинова адвокат подсудимой Софьи Апфельбаум «Я потрясена. Я не помню прецедентов для смены судьи, кроме разве того, если судья уходит в отставку или ему не продлевают полномочия. А так как это посередине процесса дело забрать у судьи и передать другому? Как я могу это комментировать? Если у судьи тяжелое состояние здоровья, то ему должны прекратить полномочия. Судья должна уйти на пенсию, на инвалидность. Я бы не хотела делать никаких предположений. Нужно подождать».
Тем временем процесс по основному делу — в отношении Серебренникова, Итина, Малобродского и Апфельбаум — уже выходит на финишную прямую. Защита заканчивает представлять доказательства. Последние заседания были посвящены обсуждению результатов последней, третьей по счету финансово-экономической экспертизы. Она оказалась не в пользу подсудимых и пришла к выводу, что «Платформа» стоила в 2,5 раза дешевле, чем выделило на нее министерство культуры: 87,5 млн, а не 216 млн рублей. Таким образом, на проект перечислили почти 129 млн рублей лишних денег, сочли эксперты.
А именно так решили двое из членов комиссии — замдиректора МХАТ имени Горького Елена Баженова и Ольга Королева (театральный критик, пишущий под псевдонимом Ольга Галахова). 16 июня Баженову допросили в суде. Защита считает ее выводы неверными. Продолжает Ирина Поверинова.
«Слушая сегодня эксперта Баженову, я не испытывала к ней никаких чувств. Мне казалось, что она просто заблудилась в законодательстве в связи с тем, что она работала много лет в Екатеринбурге. Конечно, этот город не назовешь провинцией, но, тем не менее, сомневаюсь, что она очень хорошо знает работу московских проектов и современное искусство. Она руководствовалась документами, на мой взгляд, теми, которые уже утратили силу или еще не вступили в силу [на момент реализации проекта]. Она придумала какую-то свою формулу, что-то на что-то разделилось и получилось 87 млн. Я думаю, что человек не имеет нужного опыта и квалификации и она просто ошиблась. Не хотелось бы думать, что злонамеренно. Наверное, по каким-то другим причинам».
По словам адвоката Алексея Малобродского Ксении Карпинской, производя расчеты, Баженова из 340 мероприятий проекта «Платформа» посчитала лишь 267, а 77 просто не учитывала. Причем некоторые из них посчитала второй эксперт — Ольга Королева (Галахова).
Ксения Карпинская адвокат подсудимого Алексея Малобродского «Эксперт Галахова из шести написанных ею страниц своего заключения целую страницу уделила двум мероприятиям — лекции Бартошевича «Страшный сон о Шекспире» и мастер-классу Цевиона Глодера. А эксперт Баженова не подсчитала эти два мероприятия. На вопрос, почему вы их не посчитали, они же есть в творческом отчете за 2012 год, она сказала, что там нет даты, она не уверена, что они были, и вообще она не уверена, что она должна была их считать. Этот специалист некомпетентен. Она не проводила оценку. Она бухгалтер. Ее попросили посчитать фактическую стоимость мероприятий, а она применила недействовавший норматив. Материалы дела она не изучала, сметы ей неинтересны, часть спектаклей она не заметила».
В деле Кирилла Серебренникова осталась стадия дополнений, потом прения сторон, последнее слово и приговор. Все это может уложиться в несколько заседаний.
Для Нины Масляевой все только начинается. Снова. При условии, если новая судья не решит слушать ее дело в особом порядке. Тогда ее могут осудить даже раньше, чем остальных. Причину передачи дела ее другой судье пресс-секретарь суда обещала сообщить Business FM 17 июня. Позже стало известно, что дело Масляевой суд начал слушать в общем порядке. Замену судьи объяснили проблемами с ее здоровьем.