Свидетель по делу «Седьмой студии» заявила об оказанном на нее давлении
Лента новостей
Помощница Нины Масляевой в суде отказалась от значительной части своих показаний, которые давала на следствии
Свидетель по делу «Седьмой студии» — помощник главбуха Элеонора Филимонова — заявила об оказанном на нее на следствии давлении. Об этом, как сообщает корреспондент Business FM, она заявила в ходе допроса в Мещанском суде Москвы.
На процесс ее доставили приводом — при помощи судебных приставов, так как ранее Филимонова отказывалась являться, игнорируя повестки суда. Давая показания, Филимонова сказала, что якобы не знала об обналичивании бюджетных средств в АНО «Седьмая студия», через которую из бюджета финансировался театральный проект «Платформа», и ей стало об этом известно на следствии, как и о «черной кассе».
При этом в деле имеется договор, заключенный с фирмой Филимоновой «АктивЭйм». Через нее и еще ряд компаний, как гласит обвинение, шла «обналичка». Директорам коммерческих фирм за это платился определенный процент.
Однако Филимонова в суде отрицала, что имела отношение к обналичиванию, и уверяла, что на протяжении 2011-2014 годов получала деньги по договору с ее фирмой за оказание консультационных услуг. Вместе с тем на следствии она давала другие показания, которые огласил прокурор.
В ответ на это Филимонова заявила, что следователи Александр Лавров и Павел Васильев принудили ее дать показания о том, что она была в курсе обналичивания бюджетных средств через сторонние фирмы. «Заставили подписать, что я все знала, что там идет преступная деятельность», — сказала свидетельница. При этом, отметила она, следователь Васильев угрожал, что если она этого не сделает, «ее закуют в наручники и отправят в тюрьму».
Свидетель добавила, что в ходе многочасового допроса у нее «не было сил сопротивляться» тому, что от нее требовали подписать следователи, так как она недавно выписалась из больницы и у нее было высокое давление. Филимонова добавила, что перед допросом ее «заставили» подписать заявление о даче показаний в добровольном порядке. При этом, отвечая на вопрос суда о том, обращалась ли она по факту принуждения к даче ложных показаний в прокуратуру, свидетель сказала, что не знала о такой возможности.
Филимонова также уверяла, что не вела вместе с Масляевой всю бухгалтерию «Седьмой студии», как считает следствие, а лишь отвечала за «техническую часть» — заполняла отчеты по форме 1С. Она возложила всю ответственность за ведение бухгалтерии на главбуха «Седьмой студии». По словам свидетеля, Нина Масляева помимо этого также составляла и финансовые отчеты для Минкультуры. Сама же Филимонова настаивала, что лишь однажды по просьбе начальницы помогла составить ей такой отчет за два дня — в 2015 году, после чего у нее случился инсульт.
Ожидается, что 16 июня защита продолжит представлять доказательства. Как сообщила Business FM адвокат подсудимого Алексея Малобродского Ксения Карпинская, на заседании планируется допросить эксперта Елену Баженову, а также следователя Павла Васильева.
Ранее защита заявляла отвод экспертам Ольге Королевой (театральный критик, пишет под псевдонимом Ольга Галахова) и Елене Баженовой, но суд его отклонил.
Адвокаты, в частности, считают Баженову некомпетентной, потому что у нее нет образования в области оценки. По их данным, ранее она работала инженером-электриком, а потом бухгалтером в департаменте культуры Екатеринбурга.
Перед судом предстали четверо. Это режиссер Кирилл Серебренников, бывший гендиректор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин, бывший генпродюсер этой организации Алексей Малобродский, а также бывший чиновник Минкультуры Софья Апфельбаум. Всем им вменяется хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 млн из 216 млн рублей, выделенных Министерством культуры на театральный проект по популяризации современного искусства «Платформа» в 2011-2014 годах. Подсудимые хищения отрицают.
Разбирательство по громкому делу длится с осени 2018 года, но в сентябре 2019-го суд вернул дело в прокуратуру на доследование. Это решение отменил Мосгорсуд, и процесс в ноябре 2019 года стартовал заново.
По делу были проведены три экспертизы. Первая легла в основу обвинения. Вторая, которую проводил Минюст по просьбе суда, оказалась в пользу подсудимых. Из нее следует, что «Платформа» стоила больше, чем государство выделило на постановки. Третья экспертиза пришла к противоположному выводу. Ее тоже проводил Минюст с привлечением двух сторонних экспертов — Баженовой и Королевой. Ее выводы были оглашены 1 июня.
Главбух «Седьмой студии» Нина Масляева признала вину. Ее судят отдельно в том же суде. Просьба о рассмотрении ее дела в особом порядке была отклонена.